https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628569297_1_-i.jpg
Одно из самых известных фото, обошедшее едва ли не все издания советской поры…

Танки альтернативной истории.  В советское время, а именно с 1949 года, было принято считать, что днем  рождения танка в России считается 18 мая 1915 года, когда начались  испытания «танка А. Пороховщикова» «Вездеход». Писали, что он испытания  прошел успешно. И что изобретатель и его единомышленники были готовы  «довести» вскоре машину до ума и даже «научить» ее плавать. Но вот  косность царских военных стала причиной того, что проект Пороховщикова  поддержки не получил, и был загублен на корню из-за «преклонения  офицеров-дворян перед Западом».

Поскольку и фотографии этой  машины, и ее рисунки (еще из журнала «Техника-молодежи») всем сегодня  хорошо известны, смысла приводить их нет. Хотя следует вспомнить, что  гусеничная лента на «Вездеходе» была всего одна, сначала холщовая, потом  резиновая, что управлялся он колесами и что герметичным его корпус было  бы просто невозможно сделать из-за особенностей конструкции. Башню с  пулеметом «Максим» на него пририсовали позже, явно забыв о том, что  стрелять из него можно было лишь двумя руками, и тогда потребовались бы  еще две руки, чтобы этой машиной управлять. Так что в одиночку вести ее и  вдобавок еще и стрелять было бы невозможно.

Не смог бы  «Вездеход» и рвать проволочные заграждения. Причины просты: мала масса,  крохотны были и его размеры, да и сама гусеница доверия не вызывала. То  есть перед нами вездеход, причем плохо сконструированный, и совсем  неудивительно, что его забраковали!

Причем о том, что это  «танк», впоследствии писали едва ли не те же самые люди, что и авторы  учебника по конструированию танков 1943 года, в котором было сказано:

«Танк – боевая машина, сочетающая в себе броневую защиту, огонь и маневр».

Кстати, брони на «Вездеходе» тоже не было, хотя Пороховщиков ее предлагал и даже опробовал на… колесном автомобиле.

Так  что далеко не всякая опытная машина на одной либо двух гусеницах – это  танк! Вот, например, англичане построили уменьшенный макет «крейсера»  Хеттерингтона из дерева, увидели, что к чему, взвесили все «за» и  «против» и… От постройки большой машины отказались в июне 1915 года.

В  том же июле 1915 года инженером-полковником Эвеленом Белл Кромптоном  был представлен проект составного, четырехгусеничного танка с четырьмя  башнями, установленными линейно-возвышенно, как башни боевого корабля.  «Комитет сухопутных кораблей» и его забраковал. А затем забраковал и  разработки канадского инженера Роберта Френсиса Макфая. А ведь уже самый  первый проект его машины предусматривал еще гребной винт, то есть  задумывался он как плавающий! На другом его проекте он также был.  Предполагалось при необходимость его опускать, а чтобы предохранить от  поломок при ударах о землю, поднимать. Причем им предлагалось гусеничное  шасси из гусениц, расположенных в форме треугольника: одна спереди и  две слева и справа сзади.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628569368_2_-original.jpg
Таким  мог бы выглядеть танк канадца Френсиса Макфая, если бы он был построен.  Возможно, тогда и все мировое танкостроение пошло бы совсем иным путем!

Передняя  гусеница играла роль рулевой, то есть могла поворачиваться в стороны и к  тому же изменять свое положение в вертикальной плоскости. Второй «танк»  Макфая имел по проекту четыре гусеницы, причем две передние  располагались одна за другой. Передняя гусеница должна была облегчить  преодоление встретившихся вертикальных препятствий, ну а все остальные –  снизить давление этой тяжелой машины на грунт.

Вооружение можно  было бы установить и в самом корпусе, и в спонсонах по бокам от него. Но  военным его конструкция показалась слишком уж сложной. А ведь  интересный мог бы у него получиться танк, не хуже, наверное, чем  серийный Мк. I, да и все остальные танки, за ним последовавшие.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628569428_3__tank-fostera-lider-flotilii.jpg
Те же англичане сначала рассматривали танки, как некое подобие кораблей, и даже называли их «сухопутным флотом».  А раз «флот» и в нем есть «танки – истребители пулеметов» (аналог  эсминцев), то должен быть и у них свой… «лидер флотилии», выводить их в  атаку на противника. Проект был, но в металле так и не появился!

Интересно,  что после того, как Пороховщикова расстреляли, все его бумаги исчезли в  архивах КГБ, и что в них было – еще сегодня неизвестно. Но сохранился  еще один его проект, по счастью, уцелевший в документах ГВТУ от августа  того же 1915 года, который был им назван «Земной броненосец». Причем  предложил он сразу две машины: «полевой броненосец» и «крепостной».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628569417_4__tank-stivena-kupchaka.jpg
«Идеи носятся в воздухе». Был проект «танка Менделеева», а был –  канадского инженера Стивена Купчака. Правда, и броня у него была тоньше,  и пушка калибром всего лишь 75-мм

Ну очень интересный  вышел у него в итоге проект, хотя и совершенно нереализуемый. Даже  «Царь-танк» и тот, между прочим, пасует перед ним. А уж если бы это  придумал какой-нибудь немец – можно себе только представить, как бы его  осмеивали в нашей печати за «сумрачный тевтонский гений».

Ну, а  мы начнем его рассматривать с того, что укажем: броня полевого  броненосца, по мнению автора, должна была иметь толщину, способную  выдержать попадания снарядов полевой артиллерии, второго – артиллерии  крепостной. Поэтому предполагалась она толщиной… 101,6 мм!

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628569492_5_tank-navrockogo.jpeg
  «Танк Навроцкого» («Улучшенная черепаха») – проект инженера С.  Навроцкого, предложенный в апреле 1917 года. Вес – 192 т. Высота – 8,52  м. Длина – 11,72 м. Ширина – 8,52 м. Двигатель – 150 л. с. Вооружение –  две гаубицы 203-мм, два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь пулеметов.  Бронирование – 20–30 мм. Экипаж – 60 человек

Впрочем,  чего еще можно было ожидать от машины, которая и выглядела-то ну просто  чудовищно? Корпус как таковой у нее отсутствовал. Его заменяла стальная  клепанная ферма длиной 35 метров и шириной 3 м, к которой должны были  крепиться 10 мотор-колес, имеющих форму катков диаметром 2,3 м каждый.  Естественно, сделанных из броневой стали. Прямо в катках располагались  бензиновые моторы мощностью 160–200 л. с., и там же находились  трансмиссия и топливный бак. Общая мощность двигательной установки таким  образом должна была бы равняться 2000 л. с.

А еще наш  «талантливый» конструктор посадил туда еще и трех человек: механика,  обслуживающего двигатель, и двух стрелков, которые должны были стрелять  из двух пулеметов и… бомбомета. То есть «броненосец» должен был иметь 20  пулеметов и 10 бомбометов на каждый свой борт.

Но Пороховщикову  всего этого показалось мало. И он поставил на свой «броненосец» еще и  две броневые башни, вооруженные двумя пушками: одним орудием 4–6 дюймов  (101,6– 152,4 мм) и спаренным орудием уменьшенного калибра – 47–75 мм.  Бронированная рубка командира «броненосца» и всех его помощников  находилась посредине фермы, а сверху на ней должен был находиться  прожектор. Экипаж «полевого броненосца» должен был состоять из 72  человек.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628569542_7_-8.jpg
  «Полевой броненосец» А. А. Пороховщикова. По крайней мере, в тюремной  камере ему было, о чем вспоминать. Ведь это надо же было такое  придумать?!

Скорость должна была составлять 4,4–21 км/ч.  Проходимость из-за большой длины должна была быть велика. Во всяком  случае, Пороховщиков считал, что «броненосец» сможет форсировать овраги и  рвы шириной до 11 м. Какие при этом его ферма будет испытывать нагрузки  на изгиб, изобретатель явно не подумал.

А как бы его машина стала поворачивать?

Теоретически,  как и любой танк, она могла бы делать это, тормозя катки одного борта.  Но… для этого нужно было бы синхронизировать вращение всех катков, а  добиться этого при тогдашнем уровне техники было практически невозможно.  А вот поставить «броненосец» на железнодорожный ход автор не забыл.  Таким образом он предлагал решить вопрос с его оперативной подвижностью. 

«Крепостной броненосец», кроме усиленного бронирования, должен  был иметь еще и бронированный каземат на 500 человек. Подойдя к объекту  атаки и поливая противника огнем пулеметов и бомбометов, «броненосец»  высаживал десант, и прорыв обороны противника в этом месте был бы  наверняка обеспечен.

Взвесив предложенные инженерные решения, члены Технического комитета 13 августа 1915 года записали следующее:

  «…даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение  неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке  распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не  связанные в одну жесткую систему».

Обычно изобретатели таких  вот «супермашин» критики не приемлют и борются за них «до конца». Но тут  с предложением о «распределении по звеньям» Пороховщиков согласился, и  уже к концу 1915 года представил еще один проект «Земного броненосца»,  уже из «шарнирно соединенных звеньев» или бронеплощадок, «могущих  отклоняться друг от друга по всем направлениям».

Получился… самый  настоящий «сочлененный танк» с вооружением в башнях и с рубками для  десанта – недосягаемая мечта для конструкторов даже и сегодняшнего дня.  Теперь каждая «площадка» имела всего две пары катков и башню с  вооружением. Но и этот проект Комитет рассматривать не стал. Впрочем,  удивительно даже не это, а то, что все проекты предлагал не какой-нибудь  недоучившийся студент, а инженер с законченным высшим техническим  образованием, и уж он-то должен был бы понимать, насколько глупо и  неработоспособно было все то, что им предлагалось.

Наверное,  глупее был только проект колеса-барабана некоего С. Подольского, в  октябре того же 1915 года предлагавшего машину в виде шестиметрового  катка, вот только толкать ее на врага должна была целая рота солдат,  находившихся у него внутри! Для обстрела разбегающегося в ужасе  противника на торцах катка следовало разметить башенки с пулеметами…  Вперед, на Берлин?

Так что вот таким был «настоящий танк Пороховщикова», только об этом в 1949 году почему-то никто не написал.

Автор:Вячеслав Шпаковский