Взрыватель МВШ-62 допускает раскладку мин серии ТМ-62 (исключая мины ТМ-62Д и ТМ-62Б) минным заградителем ПМЗ-4 или раскладчиком ПМР-3. Перевод взрывателя из транспортного положения в боевое производится вручную на месте установки мины. Взрыватель с коротким удлинителем срабатывает при наезде на него гусеницей танка (колесом автомобиля) и сохраняет работоспособность при замерзании грунта и глубине снега до 40 см. Взрыватель с длинным удлинителем срабатывает под всей проекцией танка (автомобиля) и сохраняет работоспособность при замерзании грунта и глубине снега до 60 см.
Устройство и принцип действия взрывателя МВШ-62 к минам серии ТМ-62
Взрыватель МВШ-62 состоит из следующих узлов: корпуса с переходным кольцом, штыря, предохранительно-установочного механизма, ударного детонирующего устройства, двух сменных удлинителей. Корпус металлический, в нем смонтированы все механизмы взрывателя. Сверху на корпусе имеется резьба (левая) для навинчивания предохранительного колпака. На нижней части корпуса имеются две резьбы: одна для навинчивания переходного кольца, другая для навинчивания накидной гайки, крепящей втулку с детонатором. Переходное кольцо имеет резьбу для ввинчивания в мину и два штифта для ключа. Штырь состоит из втулки, трубки с тремя катушками и головки с тягой. Тяга верхним концом закреплена в головке, а нижним - упирается в шток предохранительно-установочного механизма. На головке имеется выточка для крепления удлинителя.
Предохранительно-установочный механизм служит для перевода взрывателя из транспортного положения в боевое и обратно и удержания взрывателя в транспортном положении. Он состоит из подпружиненных штока, фиксатора, стопора, переводного крана и предохранительного колпака. Шток удерживается в центральном канале корпуса в нижнем положении тягой, своим нижним концом шток удерживает движок с капсюлем-детонатором ТАТ-1-Т в безопасном положении (отведенном от пиротехнического замедлителя и детонатора), обеспечивая разрыв огневой цепи. Шток боковой поверхностью удерживает шарик в выточке ударника, находящегося во взведенном положении. Шток в нижнем положении при транспортном положении взрывателя удерживается также (кроме тяги) фиксатором, входящим одним концом в вырез сбоку штока. Фиксатор другим концом упирается в переводной кран. Кроме переводного крана фиксатор удерживается стопором, который поджат вниз навинченным на взрыватель предохранительным колпаком.
Колпак кроме поджатия стопора предохраняет штырь от изгиба. Колпак имеет левую резьбу. Для свинчивания колпака с помощью лопаты на верхнем торце колпака имеется шлиц. Переводной кран имеет против фиксатора вырез с одной стороны, а на верхнем выступающем из корпуса конце - шлиц и лыску, окрашенную в красный цвет. На верхней поверхности корпуса около крана выбиты буквы Б и П, обозначающие положение крана: Б - боевое, П - предохранительное. Если кран установлен красной лыской в сторону буквы П, то вырез на кране повернут от фиксатора и кран удерживает фиксатор в вырезе штока. При повороте крана лыской в сторону буквы Б вырез на кране поворачивается к фиксатору и кран не удерживает фиксатор. При свинчивании предохранительного колпака стопор освобождается, поднимается вверх и выходит из выточки в фиксаторе. В этом случае, если кран находится в боевом положении (лыска против буквы Б), фиксатор под действием пружины выходит из выреза в штоке и взрыватель переходит в боевое положение.
Ударное детонирующее устройство обеспечивает разрыв огневой цепи до момента срабатывания взрывателя под танком. Оно состоит из ударника с боевой пружиной, удерживаемого на боевом взводе шариком, капсюля-воспламенителя, пиротехнического замедлителя, подпружиненного движка с капсюлем-детонатором ТАТ-1-Т и детонатора, запрессованного во втулке. Сменные удлинители - короткий в виде крюка, длинный в виде трубки - надеваются на головку взрывателя и закрепляются на ней винтом. Короткий удлинитель улучшает работу взрывателя под гусеницей танка, а длинный обеспечивает срабатывание взрывателя под днищем танка. Для ввинчивания взрывателя в мину применяется ключ. Для поворота переводного крана служит ключ. При установке мины с длинным удлинителем для исключения опрокидывания требуется крепление ее к грунту.
Устройство для закрепления мины состоит из двух анкеров, соединенных капроновым хомутом. Хомут надевается на установленную мину сверху. Анкеры вбиваются в грунт с боков мины и хомутом удерживают мину от опрокидывания. Устройство для закрепления мины может иметь другую конструкцию, состоящую из металлического хомута, двух анкеров и двух чек. При повороте переводного крана в боевое положение кран освобождает фиксатор, который остается в том же положении, так как удерживается стопором. При свинчивании предохранительного колпака стопор поднимается и окончательно освобождает фиксатор Под действием пружины фиксатор выходит из выреза в штоке При наезде танка на удлинитель трубка штыря изгибается. При изгибе трубки катушки расходятся и нижний конец тяги поднимается вверх.
Шток под действием пружины также поднимается вверх и освобождает сначала движок с капсюлем-детонатором, который под действием пружины переходит в боевое положение - капсюль-детонатор устанавливается между пиротехническим замедлителем и детонатором. При дальнейшем подъеме штока шарик выкатывается в вырез в штоке и освобождает ударник. Ударник под действием боевой пружины накалывает капсюль-воспламенитель, от которого загорается пиротехнический замедлитель. Через 0,2-0,4 с форс огня от замедлителя вызывает взрыв капсюля-детонатора. От него взрывается детонатор и передает детонацию дополнительному детонатору и заряду мины. Замедление 0,2-0,4 с обеспечивает взрыв мины под средней частью танка.
При транспортировании мин, снаряженных взрывателями со снятыми предохранительными чеками, в средствах механизации минирования через каждые 300 км пробега производится проверка взрывателей для сохранения ими транспортного положения. В случае обнаружения взрывателей, переведенных в боевое положение, они переводятся в транспортное положение. Перевод взрывателей предохранительного типа из транспортного положения в боевое производится на месте установки мин автоматически (взрывателей, имеющих механизм дальнего взведения) или вручную.
Основные тактико-технические характеристики МВШ-62
Тип - Механический штыревой
Материал корпуса - металл
Масса - 1,25 кг
Масса ВВ детонатора (тетрил) - 7 г
Диаметр - 125 мм
Высота - 228 мм
Тип механизма дальнего взведения - Пневматический
Усилие прожатия кнопки - 1-20 кгс
Время взведения - 20-300 с
Усилие срабатывания:
- с коротким удлинителем 150—530 кгс
- с длинным удлинителем 10—25 кгс
Угол наклона штыря, необходимый для срабатывания 25—40°С
Температурный диапазон применения от -40 до +50'C