Проект китайского основного боевого танка Prototype 122 до сих пор остается малоизвестным и порождает множество мифов. В популярных СМИ этот танк ошибочно называют «WZ-122», что на самом деле является неуместным названием. Самый настоящий WZ-122 - это более поздний средний танк Type 80, который появился почти через 10 лет после проекта Prototype 122. Однако Type 80 - это фактически 5-й экспериментальный образец танка проекта Prototype 122, причем самый зрелый и надежный. Чтобы прояснить широко распространенное заблуждение о китайской наземной технике, необходимо объяснить значение префикса «WZ-». «WZ-» - это аббревиатура инициалов китайской транскрипции латинскими буквами «Weapon Equipment» (Wu qì zhuāng bèi), и это заводское, а не армейское обозначение военной техники.
Не все опытные образцы могли получить обозначение «WZ-», а только те, которые прошли испытания и были признаны приемлемыми для серийного производства. Тем не менее, эти машины все еще могли быть отвергнуты армией, независимо от разрешения правительственных комиссий. Отсюда и такие танки, как WZ-132, получившие приставку «WZ-», но так и не имевшие шанса на вооружении китайской армии. Между тем, танки с приставкой «WZ-» или без нее безусловно разные, но имеют один и тот же источник происхождения, как проект Prototype 122 и WZ-122.
Чтобы выяснить происхождение танка проект Prototype 122 (WZ-122), мы не можем не упомянуть о возникновении китайско-советского конфликта в 1969 году. Советский Т-62, захваченный в Чжэньбао на острове Даманский, вызвал панику у китайских властей. Type 59 (китайская версия Т-54А) сразу же был признан устаревшим, и требования к конструкции были соответственно приведены в соответствие с Т-62. Первой попыткой соответствовать заявленным требованиям стал танк Type 69 (WZ-121) со 100-мм гладкоствольной пушкой, но он получился более чем неудачный. Пушка слабенькая, а остальные компоненты ненамного лучше, чем на оригинальном Type 59. В целом танк Type 69 (WZ-121) считается приемлемым, но его характеристики были недостаточные чтобы составить конкуренцию советским Т-62, тогда возникла необходимость в совершенно новом танке.
Завод 617 в Баотоу принял заказ, как и ожидалось, поскольку другого завода, способного проектировать танки, в Китае в то время не было. Будучи побочным продуктом катастрофической китайской культурной революции, технические характеристики первого проекта Prototype 122 были сильно преувеличены, а реальные возможности китайской танковой промышленности не соответствовали требованиям. Первую конструкцию танка Prototype 122 (WZ-122) обычно называют «тройной гидросистемой» (triple-hydro), так как он имеет гидравлическую трансмиссию, гидропневматическую подвеску и гидроассистирующее управление.
Первый образец опытного танка Prototype 122 (WZ-122) имеет цельнолитую башню с установленной в ней 120-мм гладкоствольной пушкой. Заимствование советских технологий с самого начала не заладилось, в первую очередь не получалось организовать серийный выпуск копий советских 115-мм гладкоствольных орудий У-5ТС. В качестве замены установили 120-мм гладкоствольную пушку на 122 имеет длину ствола 5,75м, что невероятно близко к пушке У-5ТС. Она имеет начальную скорость 1610 м/с и может пробивать 120-мм RHA, установленный под углом 65°, с 1000 м при дульном давлении 330 МПа. Интересно, что танк 122 (WZ-122) - самый первый в мире танк, использующий 120-мм гладкоствольную пушку. От запуска ПТУР через ствол пришлось отказаться по причине отсутствия в КНР соответствующих боеприпасов. Это вынудило дополнительно смонтировать по 2 ракетные установки с каждой стороны башни стреляющие ПТУР. Также китайская промышленность не смогла наладить выпуск 20-мм зенитной автоматической пушки. В качестве альтернативы на крыше башни установили спаренную 12,7-мм пулеметную установку.
Сборку двух опытных экземпляров закончили в январе 1971 года. Форма корпуса практически полностью копировала Т-62, только надгусеничные полки превратили в ящики из броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса получил больший наклон, а обводы лобовой части башни имели более пологую форму. Танк получил гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом, а также гидравлические передачи. Далее новая машина в течение двух лет, до 1973 года подвергалась испытаниям, в ходе которых прошла около 3000 км. Главным итогом стали выводы о крайне низкой надежности практически всех новых узлов и агрегатов. Низкий технологический уровень китайской промышленности того времени не смог адекватно «воплотить в металле» задумки конструкторов, так что шансы быть принятым на вооружение у первого образца Prototype 122 (WZ-122) полностью отсутствовали.
Неудивительно, что китайцы так и не не смогли запустить в серийное производство гидропневматическую подвеску и гидротрансформатор. Тогда китайские конструкторы пошли на компромисс по примеру опытного образца советского танка с механической трансмиссией «Объект 252», и в результате появился второй прототип танка Prototype 122 «triple-mechanical» (тройная механика), на котором установили механические трансмиссию и торсионную подвеску. Кроме того, 122-я «тройка-механика» сохранила большую часть конструкции самой первой исходной «тройки-гидро», в том числе форму корпуса, силовую установку, башню. Однако у него появилась новая 120-мм пушка с другим дульным тормозом, которая визуально настолько похожа на 115-мм пушку У-5ТС, что этот танк обычно путают с каким-нибудь тиражируемым Т-62. Однако её точные технические характеристики до сих пор остаются засекреченными, поскольку именно эта пушка установлена на самоходной противотанковой установке Type 89. К сожалению, отсутствие новых элементов в конструкции и ненадежность, снова сделало этот танк обычным. Данный проект так быстро отклонили, что на танк даже не установили ракетные установки ПТУР. После закрытия программы один экземпляр Prototype 1221 (WZ-122-1) в опытном порядке переоборудовали в машину артиллерийских наблюдателей, после чего он занял место в экспозиции музея в Пекине. А вот экземпляр WZ-122 в полуразобранном виде продолжает находиться на задворках музея.
К тому времени, когда второй проект Prototype 1222 (WZ-122-2) был отклонен, китайские власти уже всерьез беспокоились о советском нападении на Китай с севера. В результате исследования проекта Prototype 122, мощности завода 617 были воспроизведены и перенесены в более южный город Лоян, который похож на китайский вариант Челябинска, но только меньше и менее известен как промышленный город. Открытие новой фабрики в Лояне произошло в апреле 1970 года, поэтому фабрика была названа в ее честь. Завод 704 восстановил отработанную конструкцию «тройки-механики» и внедрил на новом танке механический автомат заряжания. По сравнению с «тройкой-механикой» в новой конструкции изменена форма задней части башни под автомат заряжания, который по сути является полуавтоматическим вспомогательным механизмом заряжания, наподобие кроссовера - что-то среднее по примеру французского AMX-50 и советского ИС-7. Автомат заряжания показал надежную работу, но оказалось что он не очень то и помогает из-за своей медлительности. Также на танк 704 установили по две ракетные установки по бокам башни.
По иронии судьбы, это изделие завода 704 никогда не имело официального названия, его обычно называли просто «танк 704» и часто путали с «Объектом 704» ЧКЗ. По сути, это третий проект танка Prototype 122, и тот, который до сих пор оставался лучшим, но наименее известен из-за высокой секретности. Танк 704 принято рассматривать как параллельный проект или «вилку» танка Prototype 122, однако он является той самой «недостающей» третьей версией проекта Prototype 122 (WZ-122-3). Он был снят с производства заводом 704 в связи с приоритетом выпуска Type 59. Тем не менее, основная ветвь разработки проекта Prototype 122 (WZ-122) осталась на Заводе 617.
Следующий проект танка Prototype 122 (WZ-122) можно назвать самым впечатляющим среди всех выпусков построенных прототипов 122. Танк проекта Prototype 1224 (WZ-122-4) - это реактивация всего проекта после окончания китайской культурной революции. Запущенный заводом 617 в апреле 1978 года, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) фактически был попыткой подражать немецкому Leopard 2, предназначенному для борьбы с советскими Т-72. Командующий китайской армией получил возможность посетить завод Krauss-Maffei в середине 1970-х годов, чтобы увидеть Leopard 2, который еще даже не поступил на вооружение, и его очень поразила подвижность этого немецкого танка. И немцы, и китайцы хотели, чтобы китайцы могли импортировать или производить Leopard 2 по лицензии, однако Китай не мог себе этого позволить в конце 1970-х годов. Ограничивающим условием являлся не только финансовый бюджет, но также и уровень подготовки рабочих, которые также имеют решающее значение для процесса производства.
Несомненно, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда толком не был на одном уровне с Leopard 2, но он был бесспорно уникален по тем временам, так как выглядел мифическим гибридом между советскими танками и западными танками. Несмотря на то, что сварная башня принята на вооружение, на танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда не устанавливалась композитная броня. В отличие от обычных представлений о нем, в центре внимания и приоритета танка Prototype 1224 (WZ-122-4) не огневая мощь или защита, а подвижность. По сути, это совершенно новый испытательный стенд для будущей оружейной платформы - новые двигатели, новое вооружение и новая броня. Увеличенный моторный отсек был разработан для немецкого двигателя MTU MB-8V331 TC 41. Двигатель в основном соответствует техническим требованиям с гидротрансформатором разработки Завода 617 и двухдисковым планетарным редуктором, но его недостатки заключаются только в габаритах и охлаждении. Чтобы преодолеть это, над двигателем установлены 2 гигантских вентилятора, которые сильно препятствуют углу склонения пушки назад. Танк Prototype 1224 (WZ-122-4) использует новое шасси с 12 опорными катками. Хоть танк Prototype 1224 и получил новую современную башню, но в качестве основного орудия на нем всё так же используется "старая" 120-мм пушка, которая устанавливалась на первые Prototype 122 "тройки-гидро". Несмотря на «западную» внешность, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) по-прежнему столь же компактен, как и типичные советские танки.
Оценка танка Prototype 1224 (WZ-122-4) закончилась отзывом «приемлемо, но неудовлетворительно». Затем последовали несколько новых модификаций с более или менее радикальными изменениями. Проекты танка Prototype 1226 и Prototype 1226F2 ничем не отличаются, кроме двигателей. В проекте Prototype 1226 используется дизельный двигатель 8V165 с завода 636, а в Prototype 1226F2 используется дизельный двигатель 12150ZL с завода 616. Оба этих двигателя могли развивать мощность 986 л.с. И Prototype 1226, и Prototype 1226F2 используют 5-ступенчатую гидроавтоматическую коробку передач разработки Завода 617. Еще одна «ретроспективная» конструкция Prototype 1226 и Prototype 1226F2 - возврат гидропневматической подвески. Используется полуавтозагрузчик неизвестного типа, но стволы орудий фальшивые, а орудия на Prototype 1226 и 1226F2 никогда не испытывались с настоящими снарядами. На этот раз серия Prototype 1226 признана на испытаниях удовлетворительной, но не надежной.
Наработки всего проекта Prototype 122 (WZ-122) легли в основу более поздних китайских танков, а окончательным плодом этого проекта стал WZ-122, он же Type 80, 5-й и самый консервативный вариант, произведенный в ноябре 1980 года. Интересно, что он никогда не назывался танком «1225». Танк Type 80 сочетает в себе большой опыт серий Type 69 и Type 79 и становится первым шагом на пути к Type 96. Это первый по-настоящему современный китайский танк, вобравший в себя гены из СССР, Германии и Великобритании, и первая страница Китайские основные боевые танки, а также идеальное окончание проекта Prototype 122 (WZ-122). Весь проект растянулся на 11 лет, в нем участвовало более 20 заводов и институтов Китая, что бросало вызов силам китайских рабочих и ученых, и свидетельствовало о необычайном энтузиазме поколения китайских танкостроителей в ту неспокойную, но славную эпоху.
Технические характеристики WZ-122
Боевая масса, т 37,5 (в 1970 году)
Экипаж, чел 4
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9335
- длина по корпусу 6630
- ширина 3300
- высота полная 2807
- высота по крыше башни 2395
- клиренс 430(максимальный)
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,75
Бронирование, мм
- лоб корпуса 100
- борт корпуса 20-80
- лоб башни 240
- борт башни 150
- крыша 20
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 120-мм гладкоствольная пушка - 1 (40)
- 7,62-мм пулемет Type 59-T - 1 (2500)
- 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 2 (500)
- установки ПТУР - 4
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания ручной
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный «12150L7BW»
- максимальная мощность, л.с 580
- удельная мощность, л.с./т 15,68
- максимальная скорость, км/ч 50
- емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л 960 (+400)
- запас хода (с дополнительными баками), км 450 (650)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град 32
- крен, град 30
- ров, м 2,85
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4