http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-614a-1.jpg

Танк «Объект 614А» представлял собой танк Т-54А, оснащенный ПТРК 9К11 «Малютка» в качестве дополнительного оружия. Он был разработан в ОКБ-174 завода №174 в Омске под руководством главного конструктора А.А. Морова в 1962 г на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №972-416 от 25 октября 1961 г (приказ ГКОТ СМ СССР №102 от 26 февраля 1962 г). После заводских испытаний опытный образец машины, изготовленный заводом №174 в 1963 г, в периоде 15 октября по 18 декабря 1964 г прошел испытания на НИИБТ полигоне. На вооружение танк не принимался в связи с недостаточной защитой от пуль и осколков противотанковых управляемых ракет (ПТУР), расположенных снаружи на пусковой установке, и невозможности ведения стрельбы ими сходу.

ПТРК 9К11 «Малютка», принятый на вооружение в 1963 г., предполагалось использовать для поражения бронированных целей на дальностях 2-3 км, на которых пушечное оружие в то время было менее эффективно, чем управляемое ракетное. Размещение дополнительного управляемого оружия потребовало приварки соответствующих переходных деталей (кронштейнов, косынок, бонок и тд.) для крепления узлов пусковой установки, блоков аппаратуры, а также монтажа соединительных кабелей. Боевая масса танка при этом возросла на 100-130 кг.

В состав комплекса дополнительного оружия входили:
- пусковая установка с механизмами наведения;
- аппаратура управления (пульт оператора (наводчика), блок автоматики, стабилизатор напряжения и распределительная коробка);
- контрольно-проверочная аппаратура (прибор проверки пульта оператора и блока автоматики, прибор проверки управляемой ракеты и соединительные кабели обоих пультов);
- визирное устройство (штатный танковый прицел ТШ2А-22);
- ПТУР 9М14, имевшие третью точку опоры.
- укладка для размещения ПТУР в боевом отделении танка.

Пусковая установка, располагавшаяся снаружи на кормовой части башни танка, включала в себя:
- раму, качавшуюся на горизонтальной оси в вертикальной плоскости с помощью подъемного механизма с электроприводом;
- подъемный механизм с электроприводом и червячным редуктором, который соединялся с рамой пусковой установки через промежуточную рычажную систему;
- три направляющих, закрепленных на раме и предназначавшихся для установки и пуска ПТУР 9М14.

На каждой направляющей монтировались:
- бортовой разъем для стыковки бортовой аппаратуры ПТУР с аппаратурой управления, размещенной в танке, и розетка провода управления;
- стопоры, удерживавшие ПТУР на направляющей до момента пуска. Стопоры имели блокировку для исключения самопроизвольного страгивания ракет с направляющих при походном положении пусковой установки;
- механизм экстракции, предназначавшийся для разряжания пусковой установки;
- защитный кожух, предохранявший соседние ПТУР от воздействия газовой струи при пуске;
- герметичный чехол для предохранения пусковой установки и ПТУР от пыли, грязи и атмосферных осадков в походном положении (открывание чехла производилось изнутри танка при включении тумблера «Подъем ПУ»).

Аппаратура управления 9С429, разработанная и изготовленная СКВ ГКОТ обеспечивала сигнализацию о готовности к пуску ПТУР 9М14, установленной на направляющей, последовательный пуск с каждой из трех направляющих, управление ракетой в полете. После прекращения полета ПТУР аппаратура автоматически выключалась. В состав аппаратуры 9С429 входили:
- блок автоматики 9В329, который формировал сигнал управления в зависимости от команды оператора, а также отключал аппаратуру при прекращении полета ПТУР;
- стабилизатор напряжения 9В119, стабилизировавший постоянное напряжение питания блока автоматики;
- пульт оператора 9В332, с помощью которого производился выбор и пуск ПТУР и формировался командный сигнал, в зависимости от положения рукоятки управления;
- распределительная коробка 9В352, соединявшая между собой блок автоматики, пульт оператора и бортовой разъем, подававшая напряжение на электрозапалы ПТУР в момент пуска и предотвращавшая подачу напряжения пуска одновременно на выбранную и соседние ПТУР.

Блок автоматики 9В329, стабилизатор напряжения 9В119 и распределительная коробка 9В352 располагались в боевом отделении танка - в кормовой части башни (вместо укладки пяти выстрелов к пушке Д-10ТГ). Блоки аппаратуры соединялись между собой с помощью кабелей. Питание аппаратуры осуществлялось напряжением постоянного тока 26В, подаваемым от аккумуляторных батарей танка. Подключение аппаратуры к ПУТР 9М14 производилось с помощью бортового разъема направляющей. Пульт оператора 9В332 размещался в районе рабочего места наводчика (оператора) под пультом управления стабилизатором основного оружия и крепился с помощью кронштейна. Контрольно-проверочная аппаратура (полевая) включала два прибора: 9В453 - для проверки аппаратуры 9С429 и 9В452 - для проверки ПТУР 9М14. В нерабочем положении каждый прибор укладывался в металлическую укупорку.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-614a-2.jpg

Стрельба ПТУР 9М14 велась с места на дальностях от 500 м до 3000 м, Перед стрельбой ПТУР наводчик устанавливал в прицеле ТШ2А-22 на максимальное деление шкалу для осколочно-фугасного снаряда на полном заряде и давал команду на остановку танка. Затем он осуществлял выбор направляющей, контроль готовности выбранной ракеты к пуску, ориентировочную наводку прицельной марки прицела в цель (с учетом возможного перемещения цели за время полета ракеты) и производил пуск ПТУР. Наводка пусковой установки в вертикальной плоскости (от +10" до -5') выполнялась с помощью подъемного механизма с электромоторным приводом из башни с места наводчика, по горизонтали - поворотом башни. Пуск ПТУР производился последовательно. Наведение ракеты в цель после ее пуска осуществлялось по проводам с помощью специального пульта управления, не трогая пульта пушки и танкового прицела ТШ2А-22 (наводка ПТУР могла производиться как с выключенным, так и с включенным стабилизатором оружия). Полетная скорость ПТУР 9М14 составляла 140 м/с, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части во всем диапазоне дальнестей стрельбы достигала 400 мм (при вертикально расположенной броневой плите).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-614a-3.jpg

В связи с размещением дополнительного управляемого оружия с боекомплектом из пяти ПТУР 9М14 (три ракеты перевозились непосредственно на пусковой установке, а две укладывались в боевом отделении в кормовой части бащни, над погоном), из боекомплекта к пушке были изъяты пять выстрелов. Крепление ПТУР в боевом отделении производилось с помощью хомутов в трех фиксированных положениях относительно их продольной оси. Время перевода ПТРК 9К11 из походного положения в боевое с расчехлением пусковой установки составляло 13 с, при предварительно снятом чехле - 12 с. Время перевода ПТРК в походное положение без зачехления равнялось 11 с, а с зачехлением - 12 с. Время полной загрузки танка ПТУР 9М14 из штатной укупорки достигало 143 с, время заряжания пусковой установки ПТУР из штатной укупорки - 63 с, из боеукладки танка - 68 с. На проверку ПТУР на направляющей прибором 9В452 требовалось 30-60 с, аппаратуры управления прибором 9В453 - 120-180 с.

Наличие пусковой установки на башне танка привело к ухудшению обзора командира машины в пределах курсовых углов 110-165°, но не ограничивало возможности вождения танка с повернутой на корму корпуса пушкой. В процессе испытаний стрельба из танка велась комплексно:
- три выстрела из пушки сходу по неподвижной цели на дальности 1400 м;
- 1-2 выстрела (пуска) ПТУР с остановками по движущейся цели на дальности 3000 м (движение цели фланговое со скоростью 15-18 км/ч);
- 20 выстрелов (3-5 очередей) сходу из спаренного с пушкой пулемета.

Было произведено 15 пусков ПТУР 9М14, 6 выстрелов из пушки и 40 выстрелов из спаренного пулемета. Испытания показали, что переход от стрельбы из пушки к стрельбе ПТУР и от ПТУР к пулемету затруднений не вызывал. Размещение пульта управления и блоков аппаратуры в боевом отделении не внесло каких-либо дополнительных неудобств на рабочих местах наводчика и заряжающего и на стрельбу из пушки и спаренного пулемета не влияло. Время, затраченное на стрельбу двумя ПТУР, тремя артвыстрелами и 20 патронами из спаренного пулемета, составляло 3,5-4 мин.

За все время испытаний танк прошел 2000 км пробега (на заводских - 500 км, на полигонных - 1500 км; из них с ракетами на пусковой установке - 533 км, с макетами ракет - 967 км. Кроме того, во время полигонных испытаний была проведена проверка размещения ПТУР снятых с пусковой установки, в боевом отделении танка с целью выяснения возможности преодоления им водных преград с установленным ОПТВ. Данная проверка показала, что при наличии всего боекомплекта ПТУР (пять ракет) в боевом отделении танка стрельба из танковой пушки невозможна, а сохранность ПТУР 9М14, снятых с направляющих, без их специальной укладки при движении танка - не обеспечена.

Установка ПТРК 9К11 танка «Объект 614А» была использована ОКБ-174 и для оснащения танков Т-54Б, Т-55 и Т-55А. Изготовленные заводом №174 в 1963-1964 гг опытные образцы этих машин имели заводское обозначение «Объект 614Б», «Объект 614В» и «Объект 625» соответственно. Аналогичные работы по установке на танке ПТРК 9К11 «Малютка» в качестве дополнительного оружия в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1961 г №972-416 (приказ ГКОТ СМ СССР № 102 от 26 февраля 1962 г) были выполнены в 1962-1963 гг. и в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева (начальник бюро - Н.Г Изосимов), В 1963-1964 гг опытные образцы танков Т-55 и Т-62, оснащенные ПТРК 9К11, прошли заводские, а в периоде 15 октября по 18 декабря 1964 г и полигонные испытания в Кубинке (совместно с танком «Объект 614А»).

В целях всесторонней проверки при эксплуатации в войсковых условиях НИИБТ полигоном было предложено в 1965 г изготовить установочную партию танков Т-55 (10-15 машин) и Т-62 (40-50 машин), а вопрос о принятии на вооружение и постановки на серийное производство решить по результатам эксплуатации в войсках. Помимо опытных образцов Т-55 и Т-62 с ПТРК 9К11, Уралвагонзавод (до сентября 1963 г - завод №183) в 1964 г оснастил аналогичным комплексом и один из полигонных образцов танка «Объект 167». На вооружение танки Т-55 и Т-62 не принимались из-за недостаточной защиты открыто расположенной пусковой установки от огня стрелкового оружия и невозможности ведения стрельбы ПТУР сходу.