http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-167t-1.jpg

Танк «Объект 167Т» представлял собой экспериментальную боевую машину («Объект 167») с газотурбинной силовой установкой. МТО танка под установку ГТД было разработано в 1962-1963 гг в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №173РС от 24 января 1961 г В работе также принимали участие специалисты ВНИИ-100 (руководитель - М.А. Храпко) и НИИД (руководитель - В.А. Велович), Ведущими по машине от завода №183 являлись В.Н. Венедиктов и И.А. Набутовский. Двигатель ГТД-3Т, собранный в Омске в ОКБ-29 (главный конструктор - В.А. Глушенков) в январе 1963 г, был установлен заводом №183 в первом заводском образце танка «Объект 167» (№110В001П) в марте-апреле 1963 г.

После окончательной сборки машина получила заводской номер 108-167-А1 и 11 апреля 1963 г совершила пробный заводской пробег До марта 1964 г на танке проводилась отладка и доводка узлов, агрегатов и систем ГТД и трансмиссии, а также их стендовые, стационарные и ходовые испытания на заводском полигоне. По результатам испытаний Уралвагонзавод и ОКБ-29 провели соответствующие конструктивные мероприятия по повышению эффективности системы воздухоочистки, надежности переключения передач и обеспечению стабильной работы топливной автоматики ГТД. С 11 марта по 16 июля 1964 г танк «Объект 167Т» проходил испытания на НИИБТ полигоне до выхода из строя двигателя ГТД-3Т После восстановления двигателя в ОКБ-29 (г Омск) испытания машины продолжились с 9 сентября 1964 г по 18 января 1965 г, в процессе которых она приняла участие в сравнительных пробегах с серийным Т-62 и опытным «Объект 166М». Согласно решению ВПК ВСНХ СССР №24 от 10 февраля 1965 г дальнейшая работа по танку «Объект 167Т» с двигателем ГТД-3Т была прекращена.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-167t-2.jpg

Танк «Объект 167Т» отличался от базовой машины установкой в МТО газотурбинного двигателя ГТД-3Т с обслуживавшими его системами и трансмиссии с трехступенчатой коробкой передач. Частные компоновки боевого отделения и отделения управления не имели существенных отличий от частных компоновок аналогичных отделений танка «Объект 167». МТО представляло собой герметичный отсек, в котором размещались газотурбинный двигатель ГТД-3Т с редуктором, трансмиссия, агрегат воздухоочистки, системы, обслуживающие двигатель и трансмиссию, а также съемные перегородки-экраны, отделявшие горячую часть двигателя (корпус, камеру сгорания, выпускное устройство и тд.) от остальной части МТО. Указанные перегородки-экраны делили МТО на два отсека: пылевой (горячий) и чистовой. Пылевой отсек одновременно служил трассой для удаления пыли из агрегата воздухоочистки. Комплекс вооружения, конструкция броневого корпуса (за небольшим исключением) и башни, системы ПАЗ, ППО и ТДА были такими же, как у танка «Объект 167».

В связи с изменениями конструкции выпускного тракта, а также системы охлаждения из-за использования ГТД вырезы под выпускной патрубок в левом борту корпуса и лючок для доступа к болтам крепления вентилятора в кормовом листе заварили. Соответствующие изменения претерпела и крыша МТО. Она состояла из съемных частей: передней крыши над поперечным топливным баком (крепилась на болтах), двух полукрышек (левой и правой) над двигателем, откидывавшихся на петлях вперед, и крыши над трансмиссией, откидывавшейся на петлях назад, и несъемной части - над кормовым топливным баком (приваривалась к бортам и кормовому листу корпуса). Для облегчения открывания полукрышек над двигателем и крыши над трансмиссией в их петлях устанавливались торсионы. В левой полукрышке имелся вырез под монтаж агрегата воздухоочистки, в правой - под выходные жалюзи. На башне танка на основании командирской башенки и перед ней установили надбой, прикрытый защитным кожухом, который отсутствовал на первом опытном заводском образце.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-167t-3.jpg

Поперечное расположение двигателя ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.) в существовавшем объеме МТО корпуса потребовало значительных изменений в конструкции его агрегатов и систем, связанных, в первую очередь, с созданием специальной трансмиссии и системы воздухоочистки. В связи с повышенным (относительно дизеля) удельным расходом топлива (449-476 г/кВТ'Ч (330-350 г/л.с.-ч) в освободившемся объеме МТО за счет более компактной силовой установки и трансмиссии были размещены два дополнительных топливных бака (поперечный и кормовой) емкостью 620 л. В топливной системе двигателя использовались фильтр тонкой очистки и топливоподкачивающий насос (располагались в кормовой части боевого отделения, у левого борта). Общая емкость топливных баков составляла 1580 л. Расчетный (подтвержденный в ходе испытания) запас хода танка по шоссе достигал 211 км.

Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-1ПТ и автомата пуска двигателя АПД-50П с контакторной коробкой, включавшего также аппаратуру впрыска топлива (агрегат «771») и запальные свечи. Время выхода турбины на режим малого газа составляло 43-65 с. В системе воздухоочистки применялся специальный агрегат воздухоочистки (вентилятор-сепаратор), выполнявший несколько функций: очистку запыленного потока воздуха от пыли, нагнетание очищенного воздуха в трансмиссионное отделение и создание избыточного давления воздуха на входе в двигатель, а также пылеудаление и охлаждение двигателя и трансмиссии. Он представлял собой осевой вентилятор горизонтального расположения с приводом от вала турбокомпрессора, выполненный в комплексе с радиально-инерционной решеткой с направляющим аппаратом и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборника. Коэффициент пропуска пыли в стационарных (стендовых) и ходовых условиях составлял 4-5% при максимальном размере частиц пыли, попадаемых в двигатель, 8-10 мк.

Вентилятор имел привод от распределительной коробки компрессорного узла ГТД-3Т, с которым он был связан карданным валом. Конструкция карданного вала, выполненная с разъемом по шлицевым соединениям, позволяла открывать левую полукрышку. Вентилятор всасывал наружный запыленный воздух, в котором часть пыли под действием центробежных сил, действовавших на частицу пыли, вследствие закрутки потока воздуха осевым вентилятором и направляющим аппаратом, сепарировалась на поверхности конуса обтекателя и через щель направлялась в пылесборник. Чистый воздух проходил через инерционную решетку. Неотсепарированные под действием центробежных сил пылинки отражались от инерционной решетки и попадали в пылесборник через кольцевую щель. Попавшая в пылесборник пыль уносилась воздухом в трассу отсоса пыли. Таким образом, всасываемый вентилятором воздух делился в воздухоочистителе на два потока.

Первый поток - чистый воздух, прошедший через инерционную решетку, в свою очередь разделялся на два потока. Один (большая часть воздуха) через спрямляющий входной аппарат поступал в турбокопрессор двигателя и расходовался для его питания и внутреннего охлаждения. Второй поток чистого воздуха расходовался на охлаждение трансмиссии. Он обдувал механизмы поворота и коробки передач, проходил через масляный радиатор трансмиссии и выбрасывался через выходные жалюзи в правой полукрыше. Второй поток, выходящий из воздухоочистителя, подхватывал пыль в пылесборнике и направлялся в отсек (пылевой) над масляным радиатором двигателя, в котором также делился на два потока. Один поток воздуха проходил вниз через масляный радиатор двигателя, охлаждая его, попадал на корпус камеры сгорания двигателя и, обдувая двигатель снизу, направлялся в выходные жалюзи. Второй поток, минуя масляный радиатор, обдувал двигатель сверху и также направлялся в выходные жалюзи.

В состав механической трансмиссии входили: понижающий редуктор с передаточным числом 3,3; трехступенчатая простая коробка передач с инерционными дисковыми синхронизаторами и фрикционными устройствами, работавшими в масле; два планетарных механизма поворота; два серийных бортовых редуктора, заимствованных у танка Т-62; система смазки, совмещенная с системой гидросервоуправления. Особенностью кинематической схемы трансмиссии являлось отсутствие главного фрикциона, функции которого выполняли блокировочные фрикционы планетарных механизмов поворота. Коробка передач, выполненная в одном блоке с ПМП, обеспечивала три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Включение передач осуществлялось механическим приводом с помощью дисковых синхронизаторов. Принципиальным отличием новых синхронизаторов от существовавших являлось то, что усилие на дисках синхронизаторов создавалось давлением масла и при переключении передач. Механик-водитель прилагал усилие только для перемещения муфты.

Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с металлокерамическими дисками трения, работавшими в масле. Остановочные тормоза - ленточные, сухие, с механическим приводом, имели пластмассовые колодки с высоким коэффициентом трения. Легкость управления фрикционными элементами механизмов поворота обеспечивалась применением системы гидросервоуправления и смазки (емкость системы -55 л), в состав которой входили масляный бак и масляный радиатор трансмиссии, а также двухсекционный шестеренчатый насос, имевший привод от передаточного вала коробки передач (устанавливался в нижнем картере коробки передач). Кроме того, для обеспечения нормальной работы системы гидросервоуправления при малых оборотах силовой турбины ГТД был установлен дополнительный насос с приводом от электромотора, который автоматически включался при уменьшении оборотов турбины ниже 6000-7000 мин.

В ходовой части машины по сравнению с ходовой частью танка «Объект 167» на вторых узлах подвески дополнительно установили рычажнолопастные гидроамортизаторы повышенной энергоемкости 4,08-10" кВт (150000 кгс-см) при динамическом ходе опорного катка 242 мм, Как показали сравнительные испытания, средняя скорость танка по грунтовой дороге на 50% была выше, чем у танка Т-62, и на 32% выше, чем у танка «Объект 166М», и составляла 41,2 км/ч. Максимальная скорость по шоссе возросла до 64 км/ч. В системе электрооборудования, в отличие от танка «Объект 167», использовался генератор Г-6,5 с приводом от коробки передач, а также были внесены изменения, связанные с особенностями системы пуска газотурбинного двигателя. Средства внешней и внутренней связи и вспомогательное оборудование остались такими же, как на базовой машине. За период проведенных испытаний танк «Объект 167Т» прошел 1270 км, а двигатель ГТД-3Т отработал 103,15 ч, из них 60% под нагрузкой. Полученные в процессе работы над машиной результаты в дальнейшем были использованы при проведении ОКР по созданию танка «Объект 166ТМ».