http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/lws-(2).jpg

Плавающий бронетранспортёр и тягач LWS (Landwasserschlepper) являлся средством передвижения военно-морских сил и инженерных войск и предназначался для форсирования водных преград, а также для высадки мелких десантов. Однако следует отметить, что немецкое командование не планировало использование амфибий в качестве основного десантного средства. Германские образцы такой техники производились малыми сериями, не оснащались вооружением и использовались в боевых операциях эпизодически.

Разработка этой машины началась еще в 1936 году, но только в 1940-м на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig приступили к сборке амфибий первой серии. Кроме генподрядчика в проектировании и производстве участвовали еще шесть немецких фирм. В 1940 году выпустили только семь машин, которые были подвергнуты всесторонним испытаниям.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/lws-(3).jpg

Три первые машины передали в распоряжение 100-го танкового полка, готовившегося к высадке на британские острова. Экипажи отрабатывали буксировку барж и амфибийных прицепов Kassbohrer, выход на берег под условных огнем противника и подвоз резервов. Предполагалось, что в течении первых 6 часов высадки эти машины сыграют важную роль.
Потенциальные возможности LWS были продемонстрированы 2 августа 1940 года в ходе шатбных учений Reinhardt, когда машины из установочной партии были показаны генералу Ф.Гальдеру. Высокое руководство скептически отнеслось к высокому силуэту амфибии, но было вынуждено признать, что проект удался. Далее было высказано пожелание построить столько LWS, чтобы накаждую баржу приходилась как минимум одна машина. Выполнить этот замысел не удалось в принципе.

Амфибии первой серии имели рубку с широкими смотровыми окнами, которые в случае необходимости прикрывались броневыми заслонками и небольшими иллюминаторами. Воздух к двигателю и в кабину поступал через три шахты, выходившие на крышу рубки, что предотвращало попадание в них воды. В кормовой части амфибии имелись гребные винты и буксирный крюк. Ведущие колеса находились спереди. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL120 от среднего танка PzKpfw IV.

О существовании этой машины союзникам стало известно 7 января 1941 года, когда американский военно-морской атташе в Германии увидел одну из амфибий на пути из Потсдама в Гамбург. 31 марта 1941 года он во второй раз встретил LWS на улицах Берлина и смог сделать ее набросок.

Вторая серия из 14 экземпляров пошла в производство после того, как была доработана модель первой серии. Изготовлена она была в 1941 году (иногда машины разных серий обозначают как Type I и Type II), после чего выпуск LWS прекратили.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/lws.jpg

Рубку экипажа полностью переделали, смотровые окна уменьшили, количество иллюминаторов сократили до трех, изменили место установки буксирного крюка, внесли много других мелких усовершенствований. Вместо трех воздушных шахт осталась только одна — большего размера, с принудительной вентиляцией. На месте кормовых воздушных шахт был размещен открытый командный пост. Кроме того, ходовая часть машин второй серии стала комплектоваться опорными катками и ведущими колесами от танка PzKpfw IV. При этом часть выпущенных машин была как бы переходной и имела рубку машин первой серии, установленную на ходовую часть второй серии, и наоборот.

На испытаниях LWS второй серии зарекомендовал себя с хорошей стороны. При массе 17 тонн амфибия могла развивать максимальную скорость по шоссейной дороге до 32 км\ч и до 12 км\ч на плаву при условии отсутствия волнения. По параметрам вместимости и грузоподъёмности LWS также удовлетворял основным требованиям. Несколько смазывало картину отсутствие штатного вооружения, но в крайнем случае стрельба из личного оружия могла вестись через иллюминаторы.

Корпус LWS был спроектирован аналогично корпусу катера, похожий на гусеничную лодку с двумя задними винтами и двумя рулями. Носовая часть корпуса была заостренной, а борта и корма выполнялись вертикальными. Большую часть корпуса занимал транспортный отсек, который был совмещен с отделением управления. Он закрывался общей надстройкой с большими ветровыми стеклами и бортовыми иллюминаторами, имевшими броневые заслонки. Максимальное бронирование корпуса не превышало 15 мм. Транспортный отсек был рассчитан на перевозку 20 десантников с полной амуницией. Каждая машина оснащалась радиостанцией FuG Spr 1.

В моторном отсеке, располагавшемся на корме, устанавливался танковый бензиновый двигатель Maibach HL108TR системой воздушного охлаждения. Воздух к силовой установке и в кабину поступал через три шахты, отверстия для которых были вырезаны в крыше рубки. Для передвижения на воде использовались два трехлопастных гребных винта, установленных в задней части корпуса снизу. Здесь же находился буксировочный крюк. Ёмкости двух топливных баков общим объёмом 600 литров хватало на 150 (по другим данным - 240-260) км движения по дороге с твердым покрытием.
В противовес эти преимуществам амфибия LWS обладала несколькоими крупными недостатками. Прежде всего, машина имела огромную высоту и была хорошо заметна даже на воде. Бронирование на ней практичевски отсутствовало, а вследствии того, что гусеничные ленты имели ширину всего 310 мм, удельное давление на грунт было относительно велико — 1,446 кг/см.кв.

По земле амфибия LWS передвигалась на гусеничном ходу. Ходовая часть применительно на один борт включала четыре блока опорных катков с амортизацией на листовых рессорах. Над каждым блоком находился ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади.

Из-за малого числа выпушенных LWS, довольно трудно проследить боевое использование амфибии, которые состояли на вооружении специальных рот десантно-инженерных батальонов. Известно, что машины этого типа применялись в Северной Африке и Западной Европе. В Северной Африке немцы планировали использовать LWS для комбинированного штурма с суши и моря английской крепости Тобрук. Но так как этот укреплённый пункт неожиданно быстро капитулировал, амфибии применялись лишь для снабжения наступающих войск и диверсионных действий. При подготовке операции по захвату острова Мальта также ппанировалось участие амфибий LWS, но из-за ее отмены их боевое крещение не состоялось.

Последнее упоминание о применении этих машин относится к 1944 году, когда германское командование использовало оставшиеся LWS для снабжения отрезанных группировок своих войск в Прибалтике, Восточной Пруссии и Бельгии. Одну из амфибий под номером 234 захватили ангпо-американские войска. Всего было построено две небольшие серии по 7 и 14 машин.

Тактико-технические характеристики LWS (Land-Wasser-Schlepper)
Боевая масса,т 17
Экипаж, чел. 3+20
Габаритные размеры, мм
длина 8600
ширина 3160
высота 3130
Бронирование - 15 мм
Средства связи - радиостанция FuG Spr 1
Двигатель Maybach HL120 (у машин второй серии) 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, мощность 206 кВт
Трансмиссия - механическая, с 2-ступенчатой коробкой передач (6 скоростей вперед и 1 назад), главным и бортовыми фрикционами
Ходовая часть - (на один борт) 8 опорных катков собранных в блоки по 2 с подвеской на листовых рессорах, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе  35
на плаву  12,5
Запас хода по шоссе, км 280
Преодолеваемые препятствия:
Высота стенки, м  0,90
Ширина рва, м  2,50
Глубина брода, м  плавающий