http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/MMU-TF-X-01.jpg

Турецким военно-политическим руководством страны поставлена крайне амбициозная задача создать свой национальный истребитель, способный выполнять боевые задачи совместно с F-35 или вместо него. Разработка самолета, известного как TF-X и под турецким обозначением MMU (Milli Muharip Ucak - «национальный самолет-истребитель»), стартовала в 2010 г. Турецкие власти считают, что программа должна послужить толчком для развития не только авиационной, но и смежных отраслей промышленности: радиоэлектроники и авионики, материаловедения, организации современного сборочного производства.

Планируется, что предполагаемые к закупке 100 самолетов F-35A в первую очередь заменят в турецких ВВС устаревшие истребители F-4E-2020 Terminator (на конец прошлого года в строю оставалось еше 49 самолетов) и часть F-16C/D (всего здесь имеется 245 таких истребителей различных серий), а на рубеже 2030 г. на смену оставшимся F-16 начнут поступать TF-X. Согласно оптимистическим планам, турецкие ВВС могут закупить до 150 перспективных истребителей, которые будут оставаться на вооружение как минимум до 2070 г. Рассматриваются и экспортные перспективы: при снижении в будушем доли в TF-X американских компонентов, на него не будут распространяться экспортные ограничения США ITAR, а учитывая, что многие страны не имеют доступа к американской боевой авиационной технике по политическим мотивам, это может дать ему шанс на определенное место на мировом рынке.

Программа TF-X официально стартовала в декабре 2010 г. после выхода соответствующего решения Исполнительного комитета оборонной промышленности Турции DIEC (Defense Industry Executive Committee). В августе 2013 г. Подсекретариатом оборонной промышленности Турции SMM - правительственным агентством, занимающимся оборонным заказом, - компании TAI был выдан контракт на разработку концепции и аванпроекта самолета. Работы начались в сентябре 2011 г. и продлились два года. Немалую помощь турецкой компании на данном этапе оказала шведская Saab Group.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/MMU-TF-X-02.jpg

На основе тактико-технического задания турецких ВВС и с учетом возможностей местной авиационной промышленности были рассмотрены три варианта одноместного самолета, которые были впервые представлены на выставке IDEF в Стамбуле в 2013 г. Два из них - двухдвигательный FX-1 и однодвигательный FX-5 выполнялись по традиционной аэродинамической схеме, напоминая F-22 и F-35, а третий (FX-6) - по схеме «утка» с широким треугольным крылом. Обводы их фюзеляжей должны были способствовать снижению ЭПР, предусматривались внутренние отсеки вооружения, применение новейшей авионики, РЛС с АФАР и других характерных особенностей истребителей пятого поколения. Максимальная взлетная масса однодвигательных FX-5 и FX-6 оценивалась в 23-27 т, двухдвигательного FX-1 -в 27 - 32 т. У последнего предусматривалось наличие двух внутренних отсеков вооружения: передний, между воздухозаборниками, вмещал пару ракет «воздух-воздух» малой дальности, а второй, расположенный перед двигателями, - четыре ракеты класса AIM-120 AMRAAM.

После рассмотрения SSM в начале 2014 г представленных аванпроектов программа несколько затормозилась, но в начале 2015 г. получила «зеленый свет» от Министерства обороны на начало эскизного проектирования. Реалистично оценивая уровень национальной авиационной науки и промышленной базы, в Турции не делали секрета из того, что без привлечения опытного зарубежного партнера не обойтись. В марте 2015 г. SMM разослал запросы на информацию (RFI) девяти зарубежным компаниям, в т.ч. ВАЕ Systems, Saab Group, Airbus Defence and Space, Alenia Aermacchi (Leonardo) и даже китайской CATIC. Ответы были получены только от первых трех из них, и в июне 2015 г им были направлены запросы на предложения (RFP), по результатам отбора которых партнером TAI по программе TF-X в декабре 2015 г. стала британская ВАЕ Systems.

Программа TF-X предусматривает три этапа: разработку проекта и испытания прототипов (этап I), постройку установочной партии, войсковые испытания и достижение начальной оперативной готовности (этап II) и серийное производство (этап III). В рамках первого этапа в августе 2016 г. был заключен контракт между SSM и компанией TAI, как генеральным подрядчиком, на разработку эскизного проекта самолета, на что отводится четыре года. Для дальнейшего проектирования принят двухдвигательный вариант на основе предварительной компоновки FX-1, хотя изначально турецкие ВВС отдавали предпочтение одно-двигательной версии, как более простой и экономичной в эксплуатации, но окончательный выбор был предопределен реальными возможностями получения на рынке двигателя только относительно небольшой тяги (менее 10 тс).

В конце января 2017 г. в присутствии премьер-министров Турции и Великобритании было подписано соглашения между ВАЕ Systems и TAI о совместной разработке проекта истребителя TF-X. За ним последовали предметные контракты на проектирование на сумму 156 млн долл. По состоянию на лето 2018 г., разработка эскизного проекта продолжается - он должен быть готов к 2021 г Общие затраты на этот этап оцениваются в 1,3 млрд долл. За ним должен последовать восьмилетний этап разработки технического проекта, постройки и испытаний опытных образцов, стоимость которого может составить 7,3 млрд долл. Всего предполагается построить и испытать семь прототипов TF-X. На серийную закупку отводится еще около 14 млрд долл., что позволяет оценить полную стоимость программы более чем в 22 млрд долл.

В декабре 2017 г TAI обнародовала основные характеристики будущего истребителя: максимальная взлетная масса составит более 27 т, максимальная скорость соответствует числу М=2, боевой радиус - более 1100 км. На самолете предполагается использоваться два двигателя тягой около 9000 кгс. Длина самолета составит около 19 м, размах крыла - 12 м, площадь крыла - 60 м.

Один из наиболее острых вопросов программы TF-X связан с выбором силовой установки. В январе 2014 г. SSM разослал запросы на предложения по поставке двигателей пяти компаниям: западноевропейской EuroJet Turbo GmbH, американским General Electric и Pratt & Whitney, французской Snecma и даже нашему Рособоронэкспорту! Консорциум EuroJet представил на конкурс вариант двигателя EJ200, применяемого на Eurofighter Typhoon, General Electric - версию своего F414-GE-400, используемого на F/A-18E/F Super Hornet, а французская Snecma (Safran Aircraft Engines) - вариант двигателя М88-4Е от истребителя Rafale. Но тендер в итоге был отменен, поскольку SSM принял решение разрабатывать собственный авиадвигатель, интеллектуальные права на который и технологии принадлежали бы Турции.

В результате, в середине 2017 г был объявлен новый тендер, на который вышли турецкая Tusas Engine Industries (TEI) и альянс ТАЕС - совместное предприятие турецкой Kale Group и британской Rolls-Royce, которое было образовано в мае того же года. На прошедшем в апреле 2018 г. авиасалоне Eurasia Airshow в Анталье Kale Group продемонстрировала первые изображения предлагаемого двигателя. Из представленных материалов следует, что альянс Rolls-Royce и Kale ведут свою разработку на основе все того же ТРДДФ EJ200 тягой около 9000 кгс. Представители Kale Group заявляют, что если они выйдут победителями тендера, то первый двигатель сможет быть поставлен на стендовые испытания в 2023 г. и пойти в серийное производство «после 2030 г.». Это не очень согласуется с озвученными планами по срокам проведения испытаний и начала поставок будущего TF-X, поэтому не исключено, что на первом этапе двигатели для него придется все же импортировать.

Есть прогресс и в создании других ключевых компонентов будущего истребителя. В апреле 2018 г. на авиасалоне EuroAsia Airshow компании TAI и Aselsan подписали предварительный контракт на разработку БРЛС с АФАР и оптико-электронных систем для TF-X. Aselsan ранее создавала только наземные РЛС, и у нее пока отсутствует опыт практической работы с самолетными радарами, тем не менее еще в 2017 г. на выставке IDEF '17 в Стамбуле она демонстрировала макет многофункциональной БРЛС с АФАР. Отдельные элементы перспективной авионики уже проходят испытания на двухместном F-16, который был передан турецкими ВВС компании TAI.

Первоначальными планами предусматривалось поднять самолет-демонстратор TF-X уже в 2023 г., когда в стране будут широко отмечать столетие образования Турецкой Республики, и пролет прототипа собственного истребителя над Анкарой был бы очень символичен. Представители ВАЕ Systems пытаются добавить оптимизма, ссылаясь на свой недавний опыт по созданию прототипа БЛА Mantis, разработка и постройка которого заняла всего 19 месяцев с начала старта программы. Вспоминают и первый прототип Eurofighter Typhoon - British Aerospace EAP (Experimental Aircraft Programme), взлетевший в далеком уже 1986 г., - на его создание потребовалось всего около трех лет.

Тем не менее, уже сегодня очевидно, что планы реализации программы TF-X сдвигаются вправо. Так, в июне 2018 г. представители TAI заявляли, что первый полет прототипа ожидается только в 2027 г., а поставка серийных машин
может начаться не ранее 2029 г с достижением начальной оперативной готовности в 2031 г.