http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Boulton-Paul-P111-1.jpg

В конце 1940-х гг. в Великобритании начались перспективные разработки по созданию сверхзвуковых самолетов схемы «бесхвостка». Стимулом к этому послужило сообщение о полетах в США экспериментального самолета XF-92A фирмы «Конвэр». Этот самолет с треугольным и тонким крылом рассматривался фирмой как прототип сверхзвукового истребителя. Английское Министерство обороны предложило фирме «Boulton Paul» построить и провести испытание «бесхвостки» с тонким треугольным крылом, как у XF-92A. Самолёт строился с целью исследования аэродинамических характеристик треугольного крыла на околозвуковых скоростях полета. Разработку этой экспериментальной машины поручили на фирме конструкторской группе, возглавляемой Ф.Кроукомом и Д.Батчлером.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Boulton-Paul-P111-2.jpg

Самолёт, получивший обозначение P.111, имел один двигатель «Нин», широкий лобовой воздухозаборник овальной формы и треугольное крыло с углом стреловидности 45° по передней кромке и исключительно малой относительной толщиной. На концах крыла устанавливались небольшие законцовки, с помощью которых можно было менять размах и форму крыла. С закрепленными законцовками крыло имело остроконечную форму и размах 11,1 м, без них - 9,1 м, причем приобретало форму треугольника со срезанным концами. Управление осуществлялось с помощью элевонов и руля направления. Для противодействия затягивания самолета в пикирование элероны отклонялись вверх.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Boulton-Paul-P111-3.jpg

Первый полет экспериментальный самолет совершил 6 октября 1950 г. Несмотря на сравнительно небольшую тягу, самолёт Boulton Paul P.111 мог развивать максимальную горизонтальную скорость до M=0,93-0,96. Чтобы следить за характером обтекания, на крыло наклеивали тонкие шелковые нити, а установленная на киле кинокамера фиксировала их отклонения в воздушном потоке. В 1952 г. самолет P.111 был показан на аэрошоу в Фарнборо, где продемонстрировал свою маневренность и скороподъемность. Самолет испытывался около двух лет, а в 1953 г. его планер подвергся конструктивным изменениям. Вокруг фюзеляжа, позади кабины летчика, на равных расстояниях установили четыре воздушных тормозных щитка прямоугольной формы. В носовой части фюзеляжа установили датчик давления. Самолет, под обозначением P.111A, начал проходить летные испытания 2 июля 1953 г. Модифицированный P.111A испытывался до июня 1958 г. и дал много ценных сведений об аэродинамике такого крыла.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Boulton-Paul-P111-4.jpg

С целью продолжения программы исследования треугольного крыла на базе Boulton Paul P.111 был построен этой же фирмой экспериментальный самолет P.120. Он отличался от своего предшественника главным образом управляемым стабилизатором, установленным на вершине вертикального оперения. Крыло самолета P.120 имело такую же форму в плане, как и крыло самолета P.111. Измененное вертикальное оперение со стреловидностью по задней кромке увеличило общую длину самолета до 9,02 м. Первый полет самолет совершил 6 августа 1952 г., однако уже 29 августа того же года он был уничтожен при катастрофе, происшедшей из-за флаттера хвостового оперения. Катастрофа произошла раньше, чем могло быть проведено полное сравнение его характеристик с характеристиками самолета Boulton Paul P.111.

Тактико-технические характеристики самолета Boulton Paul P.111
Экипаж, чел.  1
Двигатель, тип х кол.  ТРД х 1
Марка, фирма  «Нин», «Роллс-Ройс»
Тяга, кгс  2300
Размах крыла, м  11,1
Длина самолета, м  7,95
Высота самолета, м  3,8
Площадь крыла, м  18,5
Масса: максимальная взлетная, кг  4350
Пустого самолета, кг  2950
Максимальная скорость на высоте, км/ч  1030