http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Northrop-X-4-1.jpg

Экспериментальный самолёт X-4 «Bantam» фирмы «Northrop» по своей аэродинамической схеме подобен более раннему английскому экспериментальному самолету D.H.108 фирмы «Де Хэвилленд». Самолёт построен для исследования пилотажных свойств реактивного самолета схемы «бесхвостка» со стреловидным крылом и для выяснения целесообразности применения такой конфигурации на скоростном истребителе. Заказчиками этого самолета являлись ВВС США и НАКА. Схема самолёта X-4 «Bantam» значительно отличается от прежней схемы летающего реактивного крыла этой же фирмы, в которой сравнительно толстое крыло сливается с центральной частью, предназначенной для размещения экипажа. Самолёт X-4 «Bantam» носит явный отпечаток влияния немецких конструкций времен Второй мировой войны.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Northrop-X-4-2.jpg

Подчиняясь требованиям заказчика, проект конструктора Д.Нортропа представлял собой самолет с обычным фюзеляжем, стреловидным крылом и вертикальным оперением. После того как проект был одобрен, в 1946 г. было принято решение о постройке двух опытных самолётов Northrop X-4. Самолёт был построен в 1948 г., он получился таким маленьким, что ему присвоили название X-4 «Bantam», в переводе - «мал да удал». Кроме элевонов, на задней кромке крыла, в корневой части, были установлены расщепляющиеся закрылки. Они служили для того, чтобы в случае потери эффективности рулей под воздействием скачков уплотнения летчик мог быстро погасить скорость и восстановить управление самолетом. Раскрывшись, они превращались в мощные аэродинамические тормоза.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Northrop-X-4-3.jpg

Первый самолёт X-4 «Bantam» в ноябре 1948 г. доставили на базу ВВС Мюрок, а 16 декабря летчик-испытатель Чарльз Таккер совершил на нем первый полет. Следующий полет был совершен только весной следующего года, причиной задержки стали начавшиеся сильные дожди в районе базы. Многочисленные неполадки в топливной системе и частые ремонты позволили совершить только 9 полетов за год. Испытания самолета решили прекратить, сконцентрировав все усилия на втором экземпляре. Второй экземпляр с улучшенной топливной системой поднялся в воздух 7 июня 1949 г. Самолёт испытывался по программе ВВС, затем его передали в распоряжение НАКА. На нем было совершено 102 полета, в которых принимали участие такие известные испытатели, как Чарльз Егер и Фрэнк Эверест. За всю программу летных испытаний не случилось ни единой аварии или серьезного летного происшествия. Максимальная скорость, достигнутая при испытаниях, - 1006 км/ч.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/Northrop-X-4-4.jpg

Летные испытания самолёта схемы «бесхвостка» показали, что при достижении околозвуковых скоростей возникали опасные явления. При скорости М=0,76 самолет начинал «рыскать» по курсу, а на М=0,88 возникали неконтролируемые колебания относительно всех трех осей. Специалисты пришли к выводу, что применение такой схемы на реактивных самолетах нецелесообразно. Самолёт X-4 «Bantam» выполнен по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом и двумя двигателями. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42°. На верхней части крыла установлены аэродинамические гребни. На задней кромке - элевоны и расщепляющиеся закрылки.

Тактико-технические характеристики самолёта X-4 «Bantam»
Экипаж, чел.  1
Двигатель, тип х кол.  ТРД х 2 Марка, фирма J30-WE-1, «Вестингауз»
Тяга, кгс  725
Размах крыла, м  8,17
Длина самолета, м  7,1
Высота самолета, м  4,5
Площадь крыла, м   н/д
Масса: максимальная взлетная, кг  3180
Максимальная скорость на высоте, км/ч  1006
Скороподъемность, м/с  39
Практический потолок, м  12 900