Самолёт FOAS (Future Offensive Air System) - перспективный ударный самолёт, разрабатываемый совместно французской фирмой Matra и английской BAe Dynamics. Самолёт разрабатывается по программе замены ударных самолётов Tornado GR.4 и Harrier GR.7, предложенной Министерством обороны Великобритании и рассчитанную на 20 лет. В 1998 году в программу разработки вложено более 100 миллионов фунтов стерлингов. Специально для самолёта разрабатывается новые виды оружия, в частности перспективную крылатую ракету CALCM (Conventional Air-Launched Cruise Missiles).
При разработке самолёта используются наработки использованные в проектировании истребителя Eurofighter EF-2000 Typhoon, а так же технологии фирмы Dassault. Первый полёт самолёта был намечен на 2008 год. Самолеты и бортовые системы разработанные по этой программе должны быть готовы к 2018 году, когда истребители-бомбардировщики "Торнадо" начнут списывать по ресурсу. В рамках этой темы ведутся работы сразу над несколькими системами:
- перспективный авианосец CVF,
- единый боевой самолет будущего FJCA, ранее известный как FCBA,
- беспилотный боевой самолет,
- крылатая ракета воздушного базирования,
- носители крылатых ракет.
Предложение фирмы BAE включает в себя обычный истребитель, беспилотный самолёт и крылатые ракеты воздушного базирования. В качестве обычного истребителя будет применятся EF2000 или JSF, а не вновь построенный самолет. На него будут возложены задачи по борьбе на большой дальности с использованием малой заметности и полета на малых высотах. В качестве носителя крылатых ракет рассматривается самолет А400М. Беспилотные самолеты которые в настоящее время используются ограниченно, в рамках FOAS будут применятся на равных с обычными самолетами, как с дистанционным управлением так и автономно. Основная задача БПЛА повысить эксплуатационную гибкость и снизить людские потери в рискованных операциях.
Крылатые ракеты воздушного базирования - неотъемлемая часть системы FOAS. Ракета построенная по принципу "пустил - забыл", оснащенная радаром миллиметрового диапазона дополненного инфракрасной системой позволят решать задачи несмотря на противодействие противника. Исследуется возможность подвески большого комплекта ракет на приспособленные для этого пассажирские, военно-транспортные и патрульные самолёты на внутренней или внешней подвеске.