Первый британский ТРД W.1, разработанный Фрэнком Уиттлом и построенный фирмой "Power Jets Ltd." по контракту Министерства авиации от марта 1938 года, требовалось испытать на самолете. Поэтому Министерство выпустило техническое задание (спецификацию) E.28/39, выданное "Gloster" 3 февраля 1940 года. Самолёт создавался с прицелом на требования к истребителю - было предусмотрено место для установки четырех 7,7-мм пулемётов Browning, хотя они никогда не монтировались на опытных машинах. Контракт предусматривал постройку двух самолётов Gloster E.28/39, оснащенных трехстоечным шасси с управляемой носовой стойкой.
Всего через год, 7 апреля 1941 года, первый прототип Gloster E.28/39, управляемый испытателем П.Сейером приступил к рулежкам на аэродроме фирмы "Gloster" в Хакклекоте. На следующий день машина совершила короткий подлет, после которого заменили носовую стойку. Затем машину разобрали и отправили в Крэнвелл, Линкольншир, где имелась более длинная ВПП, больше подходившая для проведения летных испытаний. Фактически E.28/39 отрывался от полосы, пробежав всего 550 м, несмотря на то, что тяга ТРД W.1 составляла всего 3,83 кН, и этот двигатель предполагалось использовать только на первом этапе испытаний. Самолёт W4041 - первый E.28/39, отличался рулем с полотняной обшивкой. На заднюю часть фюзеляжа были нанесены термочувствительной краской небольшие полоски.
В начале испытаний самолёт Gloster E.28/39 был совсем неокрашенный и нес по бокам фюзеляжа ленты с температурными датчиками. После скоростных пробежек ленты сняли и больше не использовали. Перед первым полетом самолёт получил стандартную камуфляжную окраску экспериментальных самолётов: низ - тренировочный желтый, верх - темно-зеленый и коричневый и номер W4041/G. Кокарды на фюзеляже имели широкую желтую окантовку. После первого полета на фюзеляж нанесли знак прототипа P. После передачи в Фарнборо оба опытных самолёта получили новый камуфляж - сочетание темно-зеленого и океанского серого. Опознавательные знаки изменили на меньшие, имеющие минимум белого и желтого цвета. После окончания полетов оставшемуся самолёту вернули прежнюю зелено-коричневую камуфляжную окраску, оставив неизменными опознавательные знаки.
Первый полет Gloster E.28/39 состоялся 15 мая 1941 года, он продолжался 17 минут и обошелся без замечаний. Еще 10 часов прототип налетал в последующие 13 дней, после чего его вернули на завод, где был установлен новый двигатель W.1A тягой 5,16 кН. Новая серия летных испытаний началась 4 февраля 1942 года в Эджхилле, но из-за проблем с ТРД прототип получил легкие повреждения. Пилоты из испытательного института в Фарнборо также опробовали новую машину, и во время одного из таких полетов, 30 июля, у первого прототипа (уже оснащенного ТРД Rover W.2B тягой 6,79 кН) на высоте 11 280 м заклинило элероны. Самолет вошел в перевернутый штопор, и сквадрон-лидер Дэви покинул его с парашютом на высоте 10060 м. Второй прототип, оснащенный ТРД Power Jets W.2/500 тягой 7,56 кН, продолжил лётные испытания, в ходе которых снимались аэродинамические характеристики. После их завершения самолёт Gloster E.28/39 передали в музей в Южном Кенгсингтоне на постоянное хранение.
Тактико-технические характеристики Gloster E.28/39 Pioneer
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 7.72
Высота, м 2.82
Площадь крыла, м2 13.61
Масса, кг
- пустого самолета 1309
- максимальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ТРД Power Jets W.2/500
Тяга, кгс 1 х 798
Максимальная скорость , км/ч 750
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 9755
Экипаж 1