К середине 1990-х годов ВВС Индии потребовалась замена для самолёта HAL Kiran. Компания HAL начала работать над преемником в 1997 году. В 1999 году был получен контракт на два прототипа самолёта, названного переходным реактивным учебным самолётом (IJT). Первый полёт первого прототипа HAL IJT с двигателем Larzac состоялся 7 марта 2003 года, второй - на следующий год. Программа IJT продвигается, несмотря на ряд проблем. Лицензионная постройка УТС BAE Systems Hawk вместе с работой над другими самолётами позволила компании HAL набраться опыта, необходимого для создания этой машины. В настоящее время ВВС Индии заказали 16 самолётов HAL IJT.
Опытный истребитель HAL IJT - этот низкоплан обычной конфигурации собран из лёгких сплавов и композитов. Он получил гидравлически убирающееся трехколесное шасси. Двухместная кабина тандемной компоновки, курсант сидит впереди, инструктор - с возвышением сзади. Большой фонарь кабины дает пилотам хороший круговой обзор. На опытном варианте машины HAL IJT стояли российские катапультные кресла К-36ЛТ класса «ноль-ноль» компании «НПП Звезда». Планируется установить во все будущие самолёты катапультные кресла Martin Baker Mk16 IN16S. В кабине имеются дисплеи GE Aviation, которые будут дополнены обычными приборами для некоторых функций в качестве резерва, также установлен многорежимный коллиматорный индикатор HUD. Прототип самолёта HAL IJT имел турбовентиляторный двигатель SNECMA Larzac 04-Н-20, но позже его заменили на более мощный АЛ-55, используемый на экспортных вариантах Як-130.
На выставке «Aerolndia» в феврале 2007 года во время взлёта с авиабазы Йелаханка около Бангалора первый прототип HAL IJT попал в серьезную аварию - его фонарь кабины открылся на разбеге, что привело к рывку самолёта вправо, в результате чего произошли разрушение амортизатора стойки шасси, разрыв шины и серьезное повреждение правой консоли крыла. Но экипаж остался невредим. Впоследствии этот самолёт восстановили и оснастили двигателем АЛ-55.
Тактико-технические характеристики HAL IJT
Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-55И, развивающий тягу 17 кН
- максимальная скорость: 850 км/ч;
- практический потолок: 9000 м;
- продолжительность полета до 3 ч;
- диапазон максимальных перегрузок +7,0/-2,5 g
Масса: максимальная взлетная 4600 кг
Размеры:
- длина: 11,00 м;
- размах крыла 10,00 м;
- высота: 4,4 ом
Вооружение: на пяти узлах подвески можно нести до 1000 кг нагрузки в виде пушек, бомб, НАР и УР, плюс подфюзеляжная 23-мм пушка (дополнительный вариант).