http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/BAE-EAP-1.jpg

С середины 1970-х годов специалистам авиационной промышленности Британии стало ясно, что вскоре странам НАТО потребуются новые истребители, необходимые для замены таких устаревших типов, как ВАС (English Electric) Lightning и McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1977 году фирмы ВАС, «Hawker Siddeley» и «Scottish Aviation» были национализированы и объединены в концерн «British Aerospace». Новая компания начала работы по созданию истребителя, сопоставимого по своим характеристикам и возможностям с самолётом General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Ha ранней стадии британское правительство не собиралось участвовать в этой программе, однако она оказалась очень важной для всей авиационной промышленности Британии. Для работы над ней концерн ВАЕ объединил усилия с фирмами «Dowty», «Ferranti», «GEC Avionics», «Lucas», «Rolls-Royce» и «Smiths Industries». Он также получил поддержку от итальянской компании «Aeritalia» и западногерманской МВБ.

Итогом этого единого европейского порыва стал проект самолёта British Aerospace АСА (Agile Combat Aircraft - маневренный боевой самолёт), показанный в виде натурного макета на авиашоу в Фарнборо 1982 года и на парижском авиасалоне 1983 года. К тому времени Франция, Италия, Испания, Британия и ФРГ договорились запустить совместную программу, аналогичную проектам Panavia Tornado и SEPECAT Jaguar, по проектированию, разработке и производству улучшенного многоцелевого истребителя. В результате британское правительство в 1982 году возобновило финансирование разработки АСА по проекту «British Aerospace» EAP (Experimental Aircraft Programme - программа создания экспериментального самолёта), ставшему в 1986 году проектом «European Fighter Aircraft» (EFA).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/BAE-EAP-2.jpg

В 1985 году из этой программы вышла Франция. После этого проект назвали Eurofighter 2000, затем Eurofighter Typhoon. Целью усилий по проекту ЕАР стала интеграция новых технологий в одном планере для дальнейшего их внедрения в программу EFA. В мае 1983 года Министерство обороны и фирма ВАе заключили контракт на разработку, постройку и лётные испытания самолёта British Aerospace EAP для проверки правильности ряда концепций. У самолёта улучшили аэродинамику, усовершенствовали конструкцию с широким применением новейших материалов (углепластиковые композиты, алюминиево-литиевые сплавы, титан), внедрили систему активного управления для самолёта неустойчивой аэродинамической схемы, силовую установку с цифровым управлением режимами работы двигателя и ряд других перспективных систем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/BAE-EAP-3.jpg

British Aerospace EAP впервые взлетел 8 августа 1986 года и достиг скорости 1,1 М на высоте 9145 м. Это был самолёт типа «утка» с высоким килем, силовой установкой из двух турбовентиляторных двигателей, трехопорным шасси и приподнятой кабиной пилота. Низкорасположенное треугольное крыло с поперечным V имело переменную стреловидность по передней кромке. Подвижные управляющие поверхности состояли из двухсекционных закрылков, двухсекционных элевонов и цельноповоротного переднего горизонтального оперения без поперечного v. Эти поверхности вместе с рулем направления управлялись с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системы, созданной фирмой «GEC Avionics» на основе разработок по программе ACT Jaguar. Истребитель British Aerospace EAP обладал хорошими пилотажными характеристиками на всех углах атаки. При больших углах атаки нижняя входная кромка регулируемого воздухозаборника с переменным входным сечением опускалась вниз для обеспечения подачи невозмущенного потока воздуха на этих режимах полета.

Программа British Aerospace EAP продолжалась до 1 мая 1991 года. В ходе нее было выполнено 259 испытательных полетов, давших массу ценных данных.

Тактико-технические характеристики British Aerospace EAP
Экипаж, чел   1
Размах крыла, м   11.77
Длина, м   14.72
Высота, м   5.52
Площадь крыла, м2   52.02
Масса, кг   
- пустого самолета   10002
- максимальная взлетная   14515
Тип двигателя   2 ТРДД Turbo-Union RB199-34R Mk.104D
Тяга, кН   
-  нефорсированная   2 х 40.0
-  форсированная   2 х 75.7
Максимальная скорость , км/ч   2124 (М=2.0)
Практический потолок, м   
Вооружение:   на шести внешних узлах подвески две УР класса воздух - воздух ASRAAM, а на четырех подфюзеляжных узлах - четыре УР класса воздух - воздух "Скайфлэш"
(в виде макетов).