В 2004 году американская фирма «Aviation Technology Group» (ATG) и израильский концерн «Israel Aircraft Industries» (IAI) объявили о соглашении по совместной разработке и производству семейства лёгких двухместных учебно-тренировочных самолётов ATG Javelin. Самолёты для начальной подготовки Javelin Mk.20 и продвинутого обучения Javelin Mk.30 были созданы на базе гражданского варианта Javelin Mk.10, разработанного и выпускающегося ATG (Эта фирма была основана в 2000 году в Инглвуде (Колорадо) специально для создания этой машины). Для военных целей был разработан проект одноместного истребителя ПВО объектовой обороны, вооруженного ракетами «воздух-воздух» Sidewinder или Stinger, и развивающего максимальную скорость М=1,6, получивший индекс ATG Javelin Mk.40. Также на базе этого самолёта разрабатывался проект беспилотного боевого самолёта Javelin Mk.50.
В отличие от Javelin Mk.20, Javelin Mk.30 оснащен более мощными двигателями, катапультными креслами, расширенным набором радиоэлектронного оборудования (включая индикатор на лобовом стекле) и встроенной имитационной системой. Прототип Javelin Mk.10 совершил первый полет 30 сентября 2005 года в Инглвуде, а появление этого скоростного самолёта на гражданском рынке было запланировано на конец 2008 года. Цена одной машины должна была составлять 2,995 млн долларов. В декабре 2007 года работы по программе были заморожены, поскольку ATG не удалось изыскать 200 млн долларов, необходимых для продолжения разработки и сертификации самолёта.
Учебно-тренировочный самолёт ATG Javelin резко отличается от традиционных представлений о перспективных УТС, прежде всего, феноменально малой максимальной взлетной массой - не более 2900 кг, что к примеру, в 2,3 раза меньше, чем у Як-130 в аналогичном варианте. При этом ATG Javelin является двухдвигательным самолётом с полным электронный "начинкой" и позволяет (как утверждается) эффективно готовить пилотов как истребителей 5-го поколения, так и гражданских лайнеров. В бортовую электронику "зашито" множество сценариев возможных боевых столкновений, имитация работы оружия и систем самообороны, возможности планирования боевых вылетов и анализа действий пилотов. Как заявляют представители ATG, все это позволит с успехом применять их детище не только для первоначальной и основной, но и повышенной подготовки военных пилотов, которые затем без проблем смогут переходить на Су-30, Rafale или Eurofighter.
По конструкции ATG Javelin напоминает истребитель с прочным и лёгким планером, выполненным с широким применением композиционных материалов. Члены экипажа располагаются тандемно под двухсекционным фонарем кабины. Самолёт имеет низкорасположенное свободнонесущее крыло со стреловидной передней кромкой, два подфюзеляжных гребня, стреловидное горизонтальное оперение и два киля, наклоненных на 20° наружу. Шасси трехстоечное, с носовой опорой и гидравлическим приводом. Двигатели установлены за кабиной, воздух к ним поступает через боковые воздухозаборники. Плоские выхлопные сопла размещаются между килями.
Самолёт ATG Javelin был смелой попыткой гражданской фирмы создать практически сверхзвуковой учебный самолёт. Изготовлен был единственный зкземпляр машины, ныне находящийся на приколе из-за прекращения финансирования программы.
Варианты:
- Javelin Mk.5: базовый гражданский вариант
- Javelin Mk.10: усовершенствованный гражданский вариант
- Javelin Mk.20: проект базового учебно-тренировочного самолета
- Javelin Mk.30: проект усовершенствованного учебно-тренировочного самолета
- Javelin Mk.40: проект одноместного истребителя ПВО объектовой обороны, вооруженного ракетами «воздух-воздух» Sidewinder или Stinger, и развивающего максимальную скорость М=1,6
- Javelin Mk.50: проект беспилотного боевого самолета
Тактико-технические характеристики ATG Javelin
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 7.09
Длина самолета,м 11.125
Высота самолета,м 3.20
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета 1950
- максимальная взлетная 2900
- топлива 850
Тип двигателя 2 ТРДД Williams FJ33-4-17M
Тяга, кН 2 х 7.60
Максимальная скорость, км/ч (М) 975 (0.85)
Перегоночная дальность, км 2222
Максимальная скороподъемность, м/мин 3901
Практический потолок, м 13715
Макс. эксплуатационная нагрузка 7
174-30