Экспериментальный истребитель «Mirage Milan» является модификацией самолёта «Mirage V», который вызвал значительный интерес в Швейцарии. В целях приспособления самолёта к эксплуатации на горных аэродромах с короткими и узкими взлетно-посадочными полосами швейцарское государственное авиапредприятие EFW в Эммене предприняло попытку использования в самолёте убираемой несущей поверхности, которая разрабатывалась в EFW еще в 50-х годах для собственного боевого самолёта. Предприятие EFW и фирма «Dassault» за период с ноября 1967 г. по май 1969 г. выполнили необходимые проектные работы по модификации самолёта «Mirage V», эксперименты в аэродинамической трубе и приступили к лётным испытаниям, которые позволили определить оптимальные аэродинамические и геометрические параметры небольших несущих поверхностей, устанавливаемых в передней части фюзеляжа и названных «усами» (moustache).
На основании результатов аэродинамических испытаний, полученных к июню 1968 г., фирма «Dassault» построила опытный образец самолёта под названием «Mirage Milan» со стационарными «усами», на котором проводились последующие исследования взлета, полета на малых скоростях и посадки. 29.05.1969 г. был совершен полёт, во время которого впервые была предпринята попытка убирания и выпускания «усов». За все время проведения опытно-конструкторских работ был построен только один опытный экземпляр самолёта. В 1972 году работы над "усами" были прекращены и усилия конструкторов сосредоточены на разработке управляемого переднего горизонтального оперения, которые в результате привели к появлению последней модификации истребителя - «Mirage III NG» (Nouvelle Generation - новое поколение).
Самолёт «Mirage Milan» представляет собой выполненный по схеме «бесхвостка» низкоплан, с основным треугольным крылом и убираемым небольшим дополнительным передним крылом, расположенным в носовой части фюзеляжа. Конкретное конструктивное решение охраняется совместным патентом EFW и «Дассо». Наряду с «усами» рассматривалась также возможность использования двух других технических решений: неубираемого крыла, располагаемого непосредственно за воздухозаборником, которое, однако, оказалось малоэффективным, и дополнительного неуправляемого крыла по образцу самолёта «Вигген» (от этого решения отказались в связи с патентными ограничениями). Самолёт «Mirage Milan» по конструктивной схеме в некоторой степени аналогичен самолётам XB-70A фирмы «North American» и «Griffon 1500» фирмы «Nord». Новым является то, что дополнительные несущие поверхности выдвигаются только при малых скоростях полета (до 600 км/ч) и оптимизированы именно для таких условий. В результате на этапах взлёта и посадки эффективность дополнительных несущих поверхностей максимальна, а при сверхзвуковом полёте они не создают помех.
Переднее крыло (1,7% площади несущей поверхности самолёта) изготовлено с применением модифицированного профиля St-Cyrl56. Модификация сводилась к двукратному увеличению кривизны средней линии и введению двух щелей, образующих своего рода механизацию в виде постоянных предкрылков и постоянных однощелевых закрылков. Такая механизация крыла предотвращает срыв потока при больших углах атаки и тем самым обеспечивает необходимую подъемную силу на таких режимах полёта. «Усы» в выпущенном состоянии имеют угол установки 19° и положительный угол поперечного V 15°. Каждая поверхность может поворачиваться относительно собственной оси. Такой поворот осуществляется с помощью общей приводной системы, состоящей из электродвигателя, ходового винта, траверсы, рычага и поворотного кулачка. Убираются «усы» в боковые ниши, которые находятся в передней части фюзеляжа и закрываются подвижными подпружиненными створками, обеспечивающими герметическое закрывание ниш в положении «убрано». Масса всей системы составляет 50 кг. Выпускание «усов» длится 6-7 с. Применение дополнительных несущих поверхностей позволило уменьшить разбег самолёта на 300 м и увеличить его грузоподъемность на 1000 кг при одновременном улучшении маневренности.
Улучшение характеристик самолёта «Mirage Milan» по сравнению с самолетом «Mirage V» было достигнуто наряду с «усами» также благодаря использованию нового, более мощного двигателя «Atar» 9К-50. Этот двигатель (при несколько меньшем потреблении топлива) развивает тягу 49,03 кН (5000 кГ) без форсирования и 70,61 кН (7200 кГ) с форсированием. Впервые двигатель «Atar» 9К-50 был использован в полете 29.05.1970 г., и уже во время седьмого полёта самолёт достиг скорости M=2,0. Самолёт с этим двигателем имел лучшие характеристики взлета и посадки по сравнению с самолетом, оснащенным двигателем «Atar» 9С, с выпущенными «усами». Это улучшение прежде всего касается уменьшения длины разбега на 20% (т. е. еще на 300 м, а в совокупности с действием «усов» - на 600 м). С другой стороны, при сохранении длины разбега неизменной имеется возможность дополнительного увеличения взлетной массы самолёта на ~ 1000 кг. Таким образом, отношение полезной нагрузки (топливо, боеприпасы, вооружение) к массе пустого самолёта «Mirage Milan» достигло значения ~ 1,0, причем грузоподъемность на внешних замках превысила 4000 кг. Во время полетов было установлено, что при такой полезной нагрузке необходимая длина взлетно-посадочной полосы для аэродрома, расположенного на высоте 500 м над уровнем моря, при температуре окружающей среды 32°С составляет ~1600 м.
Тактико-технические характеристики Mirage Milan
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 8.22
Длина, м 15.55
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 34.85
Масса, кг
- пустого самолета 7200
- нормальная взлетная 9700
- максимальная взлетная 14000
Топливо, л
- внутреннее 3775
- ПТБ 4700
Тип двигателя 1 ТРДД SNECMA Atar 9K-50
Тяга, кН
- нефорсированная 1 х 49.03
- форсированная 1 х 70.61
Максимальная скорость , км/ч
- на высоте 2336
- у земли 1400
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность, км 4000
Боевой радиус действия, км 640-1300
Практический потолок, м 15400
Вооружение две 30-мм пушки DEFA 553
Боевая нагрузка - 4200 кг на 9 подвесках.
180-31
Отредактировано Гадкий утенок (2023-06-02 10:45:29)