http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/F5D-Skylancer-1.jpg

В 1947 г. конструкторское бюро фирмы «Douglas Aircraft Company» под руководством Э.Хайнемана начало разработку истребителя-перехватчика близкого проникновения для военно-морской авиации США. За основу проекта была принята концепция самолёта «Мессершмитт» Me-163, построенного по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом и ракетной силовой установкой. В построенном самолёте, обозначенном F4D-1 «Skyray», была сохранена лишь аэродинамическая схема. При этом значительным изменениям подверглась форма крыла и вертикального оперения. Первый опытный образец XF4D-1, оснащенный турбореактивным двигателем без форсажной камеры J35-A-17 фирмы «Эллисон» тягой 22,26 кН (2270 кГ), был испытан 23.01.1951 г., второй имел двигатель с форсажной камерой XJ40-WE-8 фирмы «Вестингауз» тягой 31,18 кН (3180 кГ) без форсирования и 51,58 кН (5260 кГ) с форсированием.

3.10.1953 г. на втором опытном самолёте был установлен мировой рекорд скорости при полете на базе, равняющийся 1211,74 км/ч. Первоначально считалось, что на серийных самолётах будут устанавливаться усовершенствованные двигатели J40, однако прекращение в 1953 г. работ над этим двигателем вынудило фирму использовать двигатели фирмы «Pratt & Whitney» - сначала J57-P-2 тягой 43,14 кН (4400 кГ) и 60,04 кН (6123 кГ) соответственно без форсирования и с форсированием, а затем J57-P-8B с соответствующими величинами тяги 46,71 кН (4763 кГ) и 64,50 кН (6577 кГ). Первые самолёты с этими двигателями были построены в 1954 г., однако в воинские подразделения они начали поступать лишь с 16.04.1956 г. В общей сложности в 1954-1962 гг. было построено 420 самолётов, которые в сентябре 1962 г. получили новое обозначение F-6A (в рамках упорядочения системы обозначений самолётов США).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/F5D-Skylancer-2.jpg

После окончания лётных испытаний первых серийных самолётов было предпринято их усовершенствование с целью увеличения максимальной скорости. Для этого был применен более совершенный двигатель J57-P-12 и реконструированы передняя и хвостовая части фюзеляжа, а также околофюзеляжные части крыла. Всю электронную начинку заменили на новую, разработанную инженерами фирмы «Douglas Aircraft Company». Самолёт одним из первых в мировой практике получил бортовой компьютер, облегчавший пилотирование и стрельбу. Среди своих конкурентов он выделялся более мощным ракетным вооружением. Специально для него ракетное отделение фирмы «Douglas» разработало вариант ракеты "Спарроу" с активной радиолокационной ГСН (головкой самонаведения) AAM-N-3 "Спарроу-II". Выбор такой ГСН обусловлен слабостью бортовой РЛС F5D «Skylancer». Дальность полета ракеты составляла всего 8 км, что не давало истребителю особого превосходства в конкурсной борьбе. Кроме этого новшества на F5D «Skylancer» имелась встроенная в фюзеляж пусковая установка с НУР "Майти Маус" или "Аэромат" и четыре 20-мм пушки. Первоначально новая модификация получила обозначение F4D-2, а затем F5D-1, изменилось при этом и название самолёта на «Skylancer».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/F5D-Skylancer-3.jpg

Первый XF5D-1 «Skylancer» поднялся в воздух 21 апреля 1956 года. По сравнению со F4D-1 «Skyray», F5D «Skylancer» оказался гораздо более резвым, достигнув на высоте 10670 м числа М=1,44. Казалось, новый самолёт ждет благополучная судьба, и вскоре последовал первый предварительный заказ на 17 предсерийных машин. Однако строевые полки так и не дождались F5D «Skylancer». В то время ВМФ США проводил конкурс на новейший реактивный палубник. Соперником F5D стали F-11F «Super Tiger» и F8U. Победителем неожиданно для всех назвали F8U, который значительно уступал F5D в скорости. Причина такого выбора была простой - фирма «Douglas Aircraft» имела огромный пакет заказов и финансовых трудностей не испытывала. Все четыре F5D «Skylancer», которые успели собрать к тому времени, попали для испытаний на базу NACA Моффетт Филд. Здесь они достаточно долго прослужили в качестве летающих лабораторий, выполняя различные программы исследований. Последний уцелевший F5D «Skylancer» в Моффет Филд не стали разбирать на металлолом, а установили перед въездом на базу на постаменте. А серийные F4D-1 благополучно дослужили на флоте до начала 60-х годов, после чего их передали в резерв. Свой век "небесные" истребители доживали в качестве учебных самолётов в школе летчиков-испытателей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/F5D-Skylancer-4.jpg

Палубный истребитель-бомбардировщик F5D «Skylancer» представляет собой среднеплан, построенный по схеме «бесхвостка». В целях уменьшения занимаемой площади при нахождении в ангаре авианосца концы крыла складываются вверх. Небольшого удлинения (1,97) и среднего сужения (около 2,32) крыло имеет округленные торцевые части и прямолинейные передние кромки с углом стреловидности 51° и нулевым углом поперечной установки. Задняя кромка консоли крыла выполнена в виде ломаной линии с отрицательным углом стреловидности в корневой части, что обеспечивает увеличение строительной высоты. Крыло оснащено небольшого размаха предкрылками, расположенными в центральных частях консолей, и двухсекционными элевонами с осевой компенсацией. Вертикальное оперение - классическое, с рулем направления и стреловидным килем (угол стреловидности 49° по передней кромке).

Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами. Главные стойки убираются в околофюзеляжные части крыла вперед против потока. В хвостовой части фюзеляжа использована дополнительная опора с одинарным колесом. Ее назначение сводится к предотвращению повреждения самолёта во время посадки или взлета при больших углах атаки. Четырехсекционные тормозные щитки расположены на верхних и нижних поверхностях корневых частей крыла. На самолёте F5D «Skylancer» использован турбореактивный двигатель фирмы «Pratt & Whitney» с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками и форсажной камерой, развивающий тягу 57,86 кН (5900 кГ) без форсирования. Самолёт несет четыре пушки калибра 20 мм, бомбы, контейнеры неуправляемых снарядов и ракеты на шести подкрыльных замках с общей грузоподъемностью 1814 кг. Два центральных замка предназначены для подвешивания дополнительных топливных баков емкостью 567 или 1136 л каждый.

Тактико-технические характеристики F5D «Skylancer»
Экипаж, чел   1
Размах крыла, м   10,4
Длина, м   15.3
Высота, м   3.96
Площадь несущей поверхности, м2   55.0
Масса пустого самолета, кг   9700
Взлетная масса, кг   11300
Грузоподъемность, кг 
Емкость топливных баков (внутр./внешн.), л   3200/2272
Максимальная скорость, км/ч 
- на высоте   1487
- у земли 
Практический потолок, м   16800
Максимальная дальность, км   2170
Дальность действия, км 
Вооружение: четыре пушки калибра 20 мм, бомбы, контейнеры неуправляемых снарядов и ракеты на шести подкрыльных замках с общей грузоподъемностью 1814 кг. Два центральных замка предназначены для подвешивания дополнительных топливных баков емкостью 567 или 1136 л каждый