20 апреля 1951 г. вышло постановление Совмина, предписывающее ОКБ-155 и главному конструктору А.И.Микояну построить на базе МиГ-17 фронтовой истребитель И-340 с двумя двигателями АМ-5. Этот бесфорсажный ТРД представлял собой уменьшенный вариант АМ-3, самого мощного в то время советского реактивного двигателя. А.И.Микоян предложил установить два АМ-5 рядом в хвостовой части фюзеляжа на головном серийном СИ-02 (МиГ-17). Проектирование самолёта началось в конце мая 1951 г. и завершилось в сентябре. Опытный самолёт переоборудовали для установки двух двигателей АМ-5 вместо одного ВК-1, он полупил обозначение СМ-1 и стал первым самолётом с такими двигателями.
Пришлось изменить форму хвостовой части фюзеляжа, что позволило увеличить ёмкость топливной системы, а внизу оборудовали отсек для тормозного парашюта, впервые в практике ОКБ. Заданием предусматривалась установка на самолёте трех пушек калибра 30 мм, но они еще не были готовы. Поэтому первую опытную машину И-340 (СМ-1), решили вооружить двумя 37-мм пушками Н-37 с нормальным боезапасом 100 патронов и 150 – в перегрузку. При этом обе пушки расположили в корневой части консолей крыла, чтобы при стрельбе из них пороховые газы не попадали в воздухозаборники двигателей. Самолёт мог нести две бомбы калибра 250 кг или 24 неуправляемые ракеты АРС-57. Бронезащита включала переднюю 18-мм бронеплиту, 16-миллиметровый заголовник и 64-мм лобовое бронестекло.
Из-за задержки с поставкой двигателей сборка И-340 (СМ-1) была завершена в марте 1952 г. Заводские испытания проводили летчики-испытатели К.К.Коккинаки и Г.А.Седов, которые обнаружили ряд конструктивных недостатков самолёта и двигателя. Г.А.Седов вспоминал: «СМ-1, получивший в обиходе прозвище «Люська», отличался недостаточно герметичной кабиной, позволявшей сохранять постоянное давление лишь при работающих двигателях. В случае их отказа, необходимо было срочно снижаться. Малейшая задержка, и у лётчика открывалось кровотечение, а подобные отказы были не редкостью. В полёте нередко наблюдались остановки или помпаж двигателей при резкой даче сектора газа».
За период с апреля 1952 г. по июнь 1953 г. были заменены 15 двигателей. В процессе испытаний двигатели АМ-5, развивающие на «максимале» тягу 2000 кгс, заменили более совершенным АМ-5А с тягой 2150 кгс. Суммарная мощность двух двигателей была выше, чем одного ВК-1. Это сказалось на лётных данных И-340 (СМ-1), максимальная скорость увеличилась до 1193 км/ч, чуть-чуть превысив скорость звука. Кроме того, новые двигатели были более экономичными, чем ВК-1Ф, что в сумме с возросшим запасом топлива привело к существенному увеличению радиуса действия истребителя. Однако в целом характеристики были признаны недостаточными для сверхзвукового истребителя. Для их улучшения А.А.Микулин решил оснастить двигатель АМ-5А форсажной камерой. Двигатель, получивший обозначение АМ-5Ф, так и не был подготовлен для установки на самолёт. На базе его был создан мощный двигатель РД-9, который нашел применение на истребителе МиГ-19. 15 августа 1953 г. опытный самолёт И-340 (СМ-1) передали в ЛИИ для исследования воздействия стрельбы из пушек на работу двигателей. По сумме боевых качеств И-340 (СМ-1) превзошел МиГ-17Ф, но вопрос о его серийной постройке не поднимался.
Тактико-технические характеристики И-340 (СМ-1)
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 9,60
Длина самолета, м 11,26
Высота самолета, м 3,80
Площадь крыла, м2 22,60
Масса, кг
- пустого самолёта, кг 3705
- нормальная взлетная 5210
Тип двигателя 2 ТРД АМ-5
Максимальная тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч: 1193
Практическая дальность, км: 1475
Практический потолок, м: 15600
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Вооружение:
- 1 х 37-мм пушка Н-37,
- 2 x 23-мм пушка НР-23