Проектирование первого реактивного самолёта, с заводским обозначением Ил-22, в ОКБ С.В. Ильюшина началось летом 1946 г., в связи с заданием Совмина на проектирование экспериментального бомбардировщика с четырьмя ТРД. Но еще раньше, во время войны в феврале 1944 г., вышло постановление ГКО об организации НИИ двигателестроения. Были развернуты планомерные работы по исследованиям в области реактивных двигателей. В результате уже в марте 1945 г. прошел наземные испытания первый советский турбореактивный двигатель С-18 конструкции A.M.Люльки. Впоследствии этот двигатель был использован в проекте более мощного двигателя ТР-1, который и рекомендовали для бомбардировщика Ил-22.
С появлением в 1946 г. в СССР первых самолётов с реактивными двигателями стало ясно, что у первых ТРД расход топлива был почти в пять раз больше, чем у поршневых двигателей. Этот неприятный фактор требовал существенного увеличения запаса топлива для будущего бомбардировщика. Пришлось основательно провести исследования геометрических и весовых параметров для создания такой схемы и компоновки, которые бы обеспечивали при заданных скоростях требуемую дальность и грузоподъемность. Летом 1946 г. конструкторским бюро, возглавляемым С.В.Ильюшиным и И.О.Сухим, было дано задание на создание экспериментальных бомбардировщиков с четырьмя ТРД. Также работы над бомбардировщиками вели КБ В.М.Мясищева и И.В.Четверикова. Но вскоре все работы над бомбардировщиками всех КБ были прекращены, кроме ОКБ С.В.Ильюшина.
Заданная скорость полёта позволяла выполнить самолёт по обычной для того времени схеме свободнонесущего среднеплана с прямым крылом и оперением. По предложению С.В.Ильюшина был впервые разработан, а при создании опытной машины практически осуществлен новый метод изготовления крыла, стабилизатора, киля, при котором за технологическую базу при сборке принималась зафиксированная по теоретическому контуру обшивка агрегата, а не его каркас, как это практиковалось ранее. Это стало возможным благодаря введению в конструкцию крыла и оперения технологического разъема в плоскости линии хорд по нервюрам и лонжеронам.
Сложным делом оказалось решение размещения двигателей на самолёте. Для самолёта Ил-22 была разработана оригинальная, до этого не встречавшаяся в практике мирового самолётостроения схема установки четырех двигателей на коротких крыльевых пилонах в изолированных гондолах. Двигатели были вынесены далеко вперед относительно передней кромки крыла. Такая подвеска двигателей обеспечивала более удобный подход к двигателю при его наземном обслуживании и возможность его быстрой замены. Малые размеры гондол двигателей ТР-1 не позволяли разместить шасси основных колес. Было решено установить основные опоры на фюзеляже, а для увеличения колеи шасси придать поперечному сечению фюзеляжа форму, близкую к форме горизонтального овала. Ось вращения стоек шасси выполнялась наклонной.
Очень важной, была проблема оборонительного вооружения реактивного бомбардировщика. Необходим был совершенно новый подход к разработке схемы размещения оборонительного вооружения и стрелков на самолете с учетом использования дистанционных систем управления. Разнесенные прицел и оружие должны были действовать строго синхронно по принципу, так называемого, электрического "моста Уинстона". При этом перемещение оружия вслед за движением прицела обеспечивалось с учетом ракурса и упреждения. Для исследования эффективности системы дистанционного управления различных конструкций разработали базовую схему оборонительного вооружения Ил-22, состоящую из одной неподвижной и трех подвижных пушек. Для ведения огня в передней полусфере на правом борту носовой части фюзеляжа установили неподвижную пушку НС-23 с боезапасом в 150 снарядов. Огонь из нее мог вести командир экипажа через кольцевой прицел.
В верхней подвижной башенной установке две спаренные пушки Б-20-Э с общим боезапасом 800 снарядов обеспечивали круговой обстрел верхней полусферы. Наводка их на цель осуществлялась с помощью электроуправления стрелком-радистом дистанционно. Башня с оружием двигалась синхронно с прицелом в кабине стрелка. Схема управления пушечным огнем была оборудована специальными выключателями, на случай, если под линию обстрела попадали части своего самолета. Поправка на параллакс, упреждение и другие баллистические данные вводились в прицел автоматически. Стрелок-радист при отражении атаки воздушного противника должен был лишь следить центральным перекрестием своей станции за движением цели и открывать огонь в нужный момент.
Дистанционное управление огнем выявило новые возможности. Прежде всего оптимальный вариант взаимного расположения оружия и стрелка, при котором первое имело бы максимальные углы обстрела, а стрелок v наибольший обзор. К тому же, размещение стрелка вне турельной установки позволило значительно уменьшить размеры колпака турели и снизить общее сопротивление самолета. Дистанционное управление намного повысило точность стрельбы по воздушной цели. Этому способствовало жесткое крепление пушек, отсутствие тряски прицела при стрельбе, возможность более плавного его перемещения вслед за целью, а также значительно уменьшало утомляемость стрелка при отражении атаки противника.
Если сравнить возможности всех типов дистанционно управляемых оборонительных установок, то в наиболее выгодном положении окажется кормовое размещение стрелка и оружия в самом конце фюзеляжа за хвостовым оперением самолета. Система эта очень компактна, проста и надежна, к тому же, сфера обстрела не затеняется частями собственного самолета. Ильюшин решил разработку высокоэффективной оборонительной кормовой установки для Ил-22 вести непосредственно в ОКБ.
Интересно отметить, что первоначально для улучшения обтекания хвостовой части фюзеляжа, оборонительная кормовая установка самолета разрабатывалась для стрелка в лежачем положении. Однако, как выяснилось, стрелок в таком положении будет иметь крайне недостаточные углы обзора, особенно вверх и в стороны. От этого варианта пришлось отказаться. Была утверждена кабина, в которой стрелок удобно располагался сидя и имел отличный обзор всей задней полусферы. Эта схема впоследствии сохранилась на всех реактивных бомбардировщиках фирмы Ильюшина.
Таким образом, на Ил-22 была установлена кормовая оборонительная установка типа Ил-КУ-3 с одной пушкой НС-23 и значительным боезапасом - 225 снарядов. Пушка обладала широким диапазоном обстрела - 70 град, вправо и влево, 35 град, вверх и 30 град. вниз. Дистанционное управление ею производилось с помощью электродвигателя и двух гидроагрегатов, обеспечивающих горизонтальное и вертикальное перемещение оружия. Сиденье стрелка для удобства прицеливания могло опускаться и подниматься с помощью специального электродвигателя. Экипаж Ил-22 состоял из пяти человек: два летчика, штурман-бомбардир, стрелок-радист в носовой части фюзеляжа, стрелок кормовой пушечной установки.
Разработка чертежей и постройка опытного самолёта Ил-22 шли очень быстрыми темпами, и летом 1947 г. самолёт был уже готов. 24 июля 1947 г. лётчики-испытатели, братья Владимир и Константин Коккинаки, выполнили на первой машине первый полёт. В испытаниях была зафиксирована дальность полета 865 км и максимальная скорость 718 км/ч. В августе 1947 г. самолёт Ил-22 был продемонстрирован на воздушном параде в Тушино. Проводились испытания самолёта с применением двух стартовых твердотопливных ракет СР-2. Первый такой полёт был осуществлен 7 февраля 1948 г. В.К.Коккинаки. Такой взлет тяжелого реактивного самолета выполнялся в СССР впервые. По результатам двух этапов испытаний, было решено не передавать самолёт на государственные испытания, и все работы по нему были свёрнуты. Опыт разработки и испытаний Ил-22 был в дальнейшем использован в работе над серийным самолётом — Ил-28.
Основные характеристики Ил-22
Экипаж: 5 чел
Крейсерская скорость: 560 км/ч
Макс. скорость у земли: 657 км/ч
Макс. скорость на высоте: 718 км/ч
Дальность полёта: 865 км
Практический потолок: 11 100 м
Длина: 21,1 м
Размах крыла: 23,1 м
Площадь крыла: 74,5 м
Масса:
Пустой: 14 590 кг
Снаряжённый: 24 000 кг
Макс. взлётная: 27 300 кг
Силовая установка
Двигатели: 4 x ТР-1
Тяга (мощность): 4 x 940 кгс
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: НС-23 (неподвижная в передней полусфере, 23 мм, 150 снарядов),
2 x Б-20Э (верхняя турель, 800 снарядов), НС-23 (кормовая, 225 снарядов)
Внутренняя бомбовая нагрузка: 2000 (макс. до 3000) кг