http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/il-28sh-1.jpg

Штурмовик Ил-28Ш разработан в ОКБ С.В.Ильюшина на базе реактивного бомбардировщика Ил-28 с двух попыток. Первая попытка была предпринята в конце пятидесятых годов 20 века и заключалась в решении о размещении в бомбоотсеке самолета Ил-28 двадцати пусковых установок для неуправляемых авиационных ракет с кумулятивными зарядами, что при работе с малой высоты могло бы быть эффективным в уничтожении бронетехники. Испытания показали, при такой залповой стрельбе струи пороховых газов, ударяя в обшивку самолёта, приводят к потере им управляемости и от этого варианта отказались.

Идея установки на Ил-28 ракетного вооружения возродилась во второй половине 1960-х гг. После советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманском в 1967 г, часть еще сохранившихся бомбардировщиков предложили переделать в вариант тяжелого штурмовика Ил-28Ш. В том же году к нему были разработаны тактико-технические требования. Кроме традиционного бомбового вооружения в грузовом отсеке, под крылом самолёта имелись 12 узлов подвески. Они располагались на 4-й (между фюзеляжем и мотогондолами), 12, 14, 16, 18-й и 20-й нервюрах (под отъемными частями крыла). На них могли размещаться в различных комбинациях блоки УБ-16-57 с НУР типа С-5, более тяжелые НУР С-24, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с двухствольными орудиями ГШ-23Л и боекомплектом в 250 патронов, фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-250-62, ФАБ-500 (включая варианты «Ш» и М62), осколочно-фугасные бомбы ОФАБ-250-Ш и ОФАБ-250-ШН, кассеты для мелких бомб РБК-250 и связки РБС-100АО-25-30. Помимо этого, на внешней подвеске можно было нести зажигательные бомбы ЗАБ-500Ш и баки ЗБ-300 и ЗБ-500.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/il-28sh-2.jpg

Дополнительное оборудование в кабине лётчика обеспечивало ведение залповой стрельбы со всех пилонов или с двух, четырех и т.д. в зависимости от характера цели. Прицельное бомбометание с наружных и внутренних бомбодержателей выполнялось штурманом. Вооруженный таким образом самолет Ил-28Ш предназначался для боевых действий на предельно малых высотах (до 60 метров). Успеху боевых действий способствовал хороший обзор из кабин экипажа и способность базового самолёта работать с грунтовых аэродромов. Скорость самолёта Ил-28Ш на малых высотах составляла 660 км/час, расход топлива при этом увеличился на 50% и радиус действия оказался равным 295км. Для действий в локальных конфликтах Ил-28Ш подходил вполне, если бы бронезащита экипажа и наиболее уязвимого авиационного оборудования самолёта была бы усилена. Подготовка самолёта к боевому вылету не превышала 4-х ч.

Для проведения испытаний на авиаремонтных предприятиях ВВС переоборудовали, как минимум, две машины. Государственные испытания этого варианта, были начаты осенью 1967 г. По оценке испытателей, самолёт Ил-28Ш мог быть рекомендован для штурмовых действий с малых и предельно малых высот. Несмотря на сравнительно близкую установку пилонов с обеих сторон воздухозаборников двигателей, залповая стрельба 192-мя НАРС-5 или шестью С-24 на всех проверенных в испытаниях режимах полёта на работу силовой установки влияния не оказывала. Было признано, что пилотирование самолёта, прицельные стрельба и бомбометание с малых и предельно малых высот (не ниже 60 м) после приобретения необходимых навыков доступны лётному составу строевых частей. Полёты на высотах ниже 60 м требовали повышенного внимания лётчика, тренировки и навыков.

В целом это был хороший боевой самолёт для действий в локальных конфликтах и он мог бы поставляться различным странам. Однако из-за недостаточной бронезащиты экипажа и жизненно важных систем, а также ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного покидания машины на предельно малых высотах, было признано, что самолёт Ил-28Ш не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику, и работы по нему в ОКБ прекратили.

По данным журнала «Авиация и время», в начале 1970-х гг до полка таких самолётов находилось на аэродромах Хурба (Дальневосточный военный округ) и Домна (Забайкальский военный округ). В ходе капитального ремонта в вариант Ил-28Ш переделывались, в частности, самолеты 7-го бап. Как они использовались И куда потом подевались — неизвестно, но один из штурмовиков закончил свой жизненный цикл на свалке Центра боевого применения и переучивания лётного состава в Липецке, а другой — на окраине аэродрома Бердск (Новосибирск).

Тактико-технические характеристики Ил-28Ш
Размах крыльев, м   21.45
Длина, м   17.65
Высота, м   6.70
Площадь крыла, м2   60.8
Масса, кг   
- пустого самолета   13200
- нормальная взлетная   18660
- максимальная взлетная   22000
Тип двигателя   2 х ВК-1(А)
Тяга, кгс   2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч   810
Крейсерская скорость, км/ч   660
Практическая дальность, км   1200
Боевой радиус действия, км   295
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   для стрельбы вперед две пушки НР-23 по бортам внизу НЧФ (2 х 100 патронов); кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (2 х 225 патронов);
Боевая нагрузка:
На внутренней подвеске - нормальная - 1000 кг
На наружной подвеске - 12 пилонов (по 6 под каждой консолью) - 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.