Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) «Скат», разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ». О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК «МиГ», стало известно в 2005 году. Однако все эти годы официальные представители «МиГа» ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. И вот к августу 2007 года проект «миговского» беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.
Этапы развития программы «Скат» предусматривают изготовление опытных лётных образцов-демонстраторов – в пилотируемом («Скат-ПД») и беспилотном вариантах («Скат-Д») – и проведение их лётных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА «Скат», включая применение оружия. Руководители РСК «МиГ» пока не называют сроков начала лётных испытаний прототипов «Ската». В случае успеха, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у «Ската» имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по «Скату» (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому – проект «Нейрон». Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у «Ската» может быть самым многообещающим.
В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат «Скат» выполняется по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов. Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54°. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90° к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике «Ската» на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата – многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54°, но со знаком «минус»).
Силовая установка «Ската» – один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний «Ската» двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом (на презентации 23 августа были представлены оба варианта). Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размещен вверху носовой части аппарата.
Внутри корпуса БЛА, по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65х0,75 м, внутри каждого из которых может размещаться по одной ракете класса «воздух–поверхность» или «воздух–РЛС», либо по корректируемой бомбе калибра 250–500 кг. Во время презентации «Скат» демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.
Шасси аппарата – традиционное «самолетное», обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, – в оси самолета в ниши центроплана.
Основное назначение ББЛА «Скат» – уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.
О составе бортового оборудования «Ската» пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.
Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета – до 4000 км. По размерам «Скат» сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла – 11,5 м, а высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.
Летно-технические характеристики БЛА «Скат»
Длина: 10,25 м
Размах крыла: 11,50 м
Высота: 2,7 м
Шасси: 3-точечное
Максимальная взлетная масса: 10000 кг
Двигатель: 1 x ТРДД РД-5000Б с плоским соплом
Тяга: бесфорсажная 1 x 5040 кгс
Максимальная скорость на большой высоте: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность полёта: 4000 км
Боевой радиус: 2000 км
Практический потолок: 12000 м
Боевая нагрузка: 2000 кг
Точки подвески: 2, во внутренних бомбоотсеках
Варианты подвески:
2 x Х-31А «воздух-поверхность»
2 x Х-31П «воздух-РЛС»
2 x КАБ-250 (250 кг)
2 x КАБ-500 (500 кг)