http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/S-100-Camcopter-1.jpg

В 2009 году юбилейная выставка в Ле-Бурже открыла новую главу в истории беспилотной авиатехники – впервые на парижском аэрокосмическом салоне, в программе показательных полётов принял участие беспилотный летательный аппарат. Беспилотный вертолёт S-100 Camcopter австрийской компании «Шибель» (Schiebel) ежедневно совершал в районе аэродрома полеты, передавая в реальном масштабе времени видеоизображение на огромные экраны, установленные по всей выставке. Также с борта аппарата на землю передавалось изображение с ИК-камеры, входящей в состав бортового оптико-электронного комплекса производства компании «Талес».

Для того чтобы S-100 Camcopter был допущен к таким полётам, компании пришлось пройти многочисленные проверки и сертификации. Так, в дополнение к сертификату EASA, аппарат в апреле выполнил серию тестовых полетов в Летно-испытательном центре в г. Истр на юге Франции. Разработчику было необходимо доказать группе экспертов способность БЛА и расчета наземного пункта управления безопасно выполнять основные эволюции, как то взлет, полет по заранее определенному маршруту и посадка. За трое суток было выполнено шесть квалификационных полетов, и только после этого компания «Шибель» получила разрешение на демонстрационные полёты S-100 Camcopter на авиасалоне в Ле-Бурже.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/S-100-Camcopter-2.jpg

По заявлению разработчиков, на сегодня S-100 Camcopter способен выполнять в автоматическом режиме взлет и посадку по-вертолетному; совершать с полезной нагрузкой 25 кг полет продолжительностью 6 ч (максимальная нагрузка – 50 кг, максимальная взлетная масса – 200 кг); имеет возможность управления в автоматическом (с использованием приемника сигналов GPS) и ручном (оператор наземного КП) режимах, а также способен осуществлять посадку на вертолетную палубу корабля без использования дополнительного посадочного оборудования (системы принудительной посадки). Последнее было подтверждено в апреле – испытания S-100 Camcopter тогда проходили на борту фрегата УРО проекта 21 из боевого состава ВМС Пакистана и на борту сторожевого корабля испанской береговой охраны. S-100 Camcopter на практике подтвердил способность безаварийно осуществлять посадку на палубу корабля на ходу, при волнении моря до 3 баллов.

В активе компании «Шибель» – крупный экспортный контракт на 80 БЛА типа S-100 Camcopter, заключенный в марте 2006 г. с вооруженными силами ОАЭ. После успешного завершения всех необходимых приемо-сдаточных испытаний аппарат был принят на вооружение национальной армии, а разработчик открыл на территории ОАЭ специальную сборочную линию. На сегодня заказчик эксплуатирует 52 беспилотных вертолета данного типа, а общее число выпущенных «Камкоптеров» достигло уже восьми десятков, из которых несколько регулярно совершают испытательные полеты. Находящийся в Вене завод компании «Шибель» сегодня выпускает БЛА типа S-100 Camcopter с темпом четыре машины в месяц.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/S-100-Camcopter-3.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/S-100-Camcopter-4.jpg

Несмотря на то, что официально возможность серийного выпуска вооруженной версии S-100 Camcopter разработчиком не подтверждается (однако на выставке в Фарнборо в 2008 г. этот БЛА демонстрировался с перспективной ракетой LMM), стало известно об успешном проведении огневых лётных испытаний, в ходе которых с борта S-100 выполнялась стрельба ракетой LMM. Это подтверждает демонстрационный ролик на презентационном компакт-диске компании «Шибель», на котором имеется и видеозапись статических огневых испытаний этой же ракеты с британского БЛА «Херти».

Что касается «Лёгкой многоцелевой ракеты» LMM, то её разработка ведется специалистами компании «Талес» с 2007 г. в рамках концепции «асимметричной войны» (причем разработка – инициативная, но запущенная на основе полученных многократных запросов со стороны различных заказчиков). Ее назначение – поражение малоразмерных объектов (моторные лодки, легковые автомобили и т.п.), используемых преимущественно повстанческими группировками и террористами. Стартовая масса ракеты – всего 13 кг, она универсальна по носителю и способна эффективно поражать достаточно широкий спектр целей. В перспективе «Талес» рассматривает возможность оснащения ракеты недорогой полуактивной лазерной головкой самонаведения.

Таким образом, уже в ближайшее время у единственного пока боевого БЛА вертолётного типа – американского «Файр Скаута» – может появиться достойный конкурент, хотя, конечно, он находится в более легкой весовой категории. В этом случае S-100 Camcopter сможет дополнять собой американский вооруженный беспилотный вертолёт, уже стоящий на вооружении ВС США и достаточно хорошо зарекомендовавший себя в последних боевых операциях.

Характеристики БЛА S-100 Camcopter
Назначение: Наблюдение и разведка, захват и указание целей, релейная связная станция, точная доставка боеприпасов к цели, аэрофотосъемка. Наземные и морские операции в дневное и ночное время.
Двигатель: 55 л.с., авиац. бензин 100 LL. 293 куб.см. роторный двигатель
Размеры:
- длина - 3,09м,
- высота - 1,04м,
- диаметр ротора - 3,4м
Вес:
- пустой вес - 110,2кг,
- макс. взлетный вес - 200кг,
- макс. вес полезной нагрузки - 50кг
Скорость - 222км/ч,
Продолжительность полета - 6 ч (с полезной нагрузкой),
Предельная высота - 5490м,
Радиус действия - 150 км,
Крейсерская скорость - 100км/ч
Полезная нагрузка: Универсальное крепление для нагрузки позволяет устанавливать большое разнообразие полезных нагрузок: EO/IR лазерное целеуказание и георадар.
Канал передачи данных: С-полоса
Система управления/слежения: Дифференциальная GPS/сетевая информационная система
Взлет: Вертикальный
Посадка: Вертикальная
Структурный материал: Стекловолокно
Системные компоненты: 2 БПЛА, наземная станция управления.
Электроэнергия: 500Вт, 28В п.т.
Наземная станция управления: 2 рабочие станции на основе программы управления  и планирования, полезной нагрузкой и БПЛА, УВЧ следящая антенна, GPS модуль, контроллер внешнего устройства (PCU), CUBE
Вооружение: многоцелевая ракета LMM