В рамках работ по созданию боевого БЛА для американского флота, проводимых Агентством DARPA совместно с ВМС США, компанией «Нортроп-Грумман» был построен и испытан один экспериментальный беспилотный аппарат X-47A Pegasus. Официальный контракт фирме-разработчику был выдан 30 июня 2000 г., а уже через год, 30 июля 2001 г., завершилась постройка и проведена выкатка опытного X-47A. Серия наземных испытаний и доводок продолжалась полтора года, и 23 февраля 2003 г. X-47A Pegasus впервые поднялся в воздух.
БЛА взлетной массой около 2500 кг (масса пустого – 1740 кг, запас топлива 720 кг) выполнялся по схеме «летающее крыло» без оперения и имел в плане ромбовидную форму (размах крыла и длина аппарата – около 8,5 м). В качестве силовой установки использовался один бесфорсажный реактивный двигатель JT15D-5C тягой 1450 кгс фирмы «Пратт-Уитни».
На основе опыта разработки и начального этапа испытаний экспериментального аппарата X-47A Pegasus в апреле 2003 г. была разработана и представлена концепция перспективного ББЛА для ВМС США по программе UCAV-N, получившего название X-47B. Новый аппарат предполагалось создавать с учетом значительного увеличения массы целевой нагрузки, радиуса действия и продолжительности полета. Значительно больший по размерам, по сравнению с X-47A Pegasus, новый беспилотный аппарат должен был в наибольшей степени соответствовать требованиям ВМС США, имея комплекс бортового оборудования с разнообразными датчиками и вооружение, размещаемое в двух внутренних отсеках. Дальнейшая разработка X-47B велась уже в рамках объединенной программы J-UCAS, объявленной 28 апреля 2003 г.
Объединенная команда разработчиков компаний «Нортроп-Грумман» и «Локхид-Мартин», приступившая в 2003 г. к разработке ББЛА X-47B Pegasus по программе J-UCAS для ВМС и ВВС США с самого начала отдавала приоритет версии аппарата для флота, предназначенной для использования с авианосцев. В требованиях DARPA к X-47B Pegasus отмечалось, что БЛА по составу оборудования и вооружения должен соответствовать общим требованиям к единой беспилотной системе J-UCAS для выполнения разведывательно-ударных операций (разведка с проникновением в защищенную зону противника и нанесение точечных ударов с морских и наземных баз). Специальные требования по обеспечению эксплуатации с авианосца предусматривали необходимость интеграции и взаимодействия ББЛА с кораблем, включая выполнение многократных взлетов с катапульты, посадок на аэрофинишер, операций в воздушном пространстве авианосца, управление, связь и др.
Сохранив прежний цифровой индекс, X-47B Pegasus качественно отличается от предшествовавшего ему X-47A как по своей компоновке, так и по размерности. По форме в плане он больше походит на разработанный в свое время «Нортропом» малозаметный стратегический бомбардировщик B-2. По сравнению с X-47A длина аппарата возросла более чем на треть, размах крыла – в 2,2 раза, а взлетная масса – более чем в 7,5 раз! Весящий на взлете около 19 т и принимающий на борт более 2 т боевой нагрузки X-47B Pegasus является самым крупным в ряду боевых БЛА, создаваемых в настоящее время в США. В качестве силовой установки на нем используется ТРДД F100-PW-220U – бесфорсажная модификация двигателей, устанавливаемых на истребители F-15 и F-16.
Полноразмерный макет X-47B Pegasus был впервые представлен публике на авиасалоне в Фарнборо в июле 2004 г. А в июне 2005 г. «Нортроп-Грумман» приступила к постройке первого из трех планировавшихся по программе J-UCAS опытных Х-47В. Испытания планировалось начать в 2007 г. Однако в начале 2006 г. ВВС США решили временно отказаться от программы перспективного тяжелого боевого БЛА, программа J-UCAS была свернута, а X-47B Pegasus переориентировали исключительно на решение задач флота. Наконец, 3 августа 2007 года «Нортроп-Грумман» официально объявила о получении шестилетнего контракта стоимостью 635,8 млн долл. на постройку и проведение испытаний на авианосце ВМС США двух опытных ББЛА X-47B Pegasus по новой программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). Первая из этих машин должна подняться в воздух в конце 2009 г. После серии испытаний в условиях аэродромного базирования компания приступит к первым полетам X-47B Pegasus на корабле. Первая посадка ББЛА на палубу запланирована на конец 2011 г., а вся программа должна быть выполнена к 2013 г.
Первый полет X-47B Pegasus совершил 4 февраля 2011 года. По сообщению ВМС США, аппарат поднялся в воздух с базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния 4 февраля около 14:00 по местному времени. В ходе первого полета, продолжавшегося 29 минут, новый палубный беспилотник поднялся на высоту в 5 тысяч футов (около 1,5 километра) с выпущенными шасси. Испытания прошли успешно, маневры, совершенные X-47B Pegasus в ходе первого полета, "соответствовали стандартам".
Летно-технические характеристики БЛА X-47A Pegasus
Длина: 5.95 м
Размах крыла: 5.94 м
Высота: 1.86 м
Вес пустого: 1740 кг
Нормальный взлётный вес: 2,212 кг
Максимальный взлетный вес: 2,678 кг
Двигатель: 1 Pratt & Whitney JT15D-5C турбовентиляторный, 1,447 кг (14.2 кН)
Максимальная скорость: «высокая дозвуковая»
Крейсерская скорость: «высокая дозвуковая»
Дальность: 2,778+ км
Практический потолок: 12,192+ м
Тяговооружённость: 0.65
Летно-технические характеристики БЛА X-47B Pegasus
Длина: 11,63 м
Размах: 18,92 м
Высота: 3.10 м
Вес пустого самолета: 6,350 кг
Максимальный взлетный вес: 20,215 кг
Вес полезной нагрузки 2000 кг
Двигатель: 1 Pratt & Whitney F100-220 турбовентиляторный
Тяга: 8,074 кг (79.1 кН)
Максимальная скорость: «высокая дозвуковая»
Крейсерская скорость: 0.45 Маха
Дальность: 3,889+ км
Практический потолок: 12,190 м
Вооружение: 2 x JDAM (905 кг каждая);
Датчики: EO/IR/SAR/GMTI/ESM/IO