http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/nEUROn-1.jpg

Во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2003 г. министр обороны Франции Мишель Альо-Мари объявила о намерении ее страны создать боевой беспилотный летательный аппарат. Основной контракт заключен между французским агентством DGA и компанией «Дассо» (Dassault Aviation), которая стала головным разработчиком по программе. Выбор головной фирмы неслучаен. В 1999 г. «Дассо» запустила программу LOGIDUC, направленную на создание боевого БЛА, использующего технологию «стелс». Первым БЛА, созданным по этой программе, стал «Петит Дюк» (Petit Duc – по-французски это означает небольшая сова сплюшка), поднявшийся в воздух в июле 2000 г. На втором этапе реализации программы LOGIDUC в 2001 г. компанией был создан БЛА «Мойен Дюк» (Moyen Duc – «ушастая сова»).

Оба беспилотника имели относительно небольшие размеры и предназначались для начальной отработки технологий. Полноразмерный аппарат предполагалось создать в ходе третьего этапа. Его название – «Гран Дюк» (Grand Duc – на сей раз уже «большая сова») – в свете придания программе общеевропейского статуса, было вскоре заменено на более звучное – «Нейрон» (nEUROn).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/nEUROn-2.jpg

В 2005 г. к программе присоединились шведская SAAB и итальянская «Алениа Аэронаутика». Обе компании имеют опыт в области беспилотных систем, в их арсенале имеются наработки в области перспективных скоростных боевых БЛА. Так, в Швеции разработан и проходил испытания экспериментальный БЛА «Филур», а в Италии – БЛА «Скай-X». В 2006 г. к числу стран, участвующих в проекте «nEUROn», присоединились Испания, Греция и Швейцария. В соответствии с планом работ в 2009 г. должны завершиться все НИОКР и в начале 2010 г. планируется собрать первый прототип nEUROn. Его лётные испытания намечены на 2011–2012 гг., в их ходе планируется выполнить более 100 полетов.

Макет nEUROn был впервые показан публике на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2005 г. БЛА nEUROn выглядит аналогично AVE-С, который является вторым прототипом Dassault Petit Duc ("small duke"). Как AVE-C, nEUROn не оборудован хвостовым килем и имеет W-образную конструкция крыла. Как и американские X-45C и X-47B, БЛА nEUROn выполнен по схеме «летающее крыло», для снижения радиолокационной заметности – без вертикального и горизонтального хвостового оперения. Длина аппарата – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м. Максимальная взлетная масса nEUROn оценивается в 6 т. Шасси будет «трехколесного» типа для передвижения, взлета и посадки. БЛА nEUROn будет оснащен двумя реактивными двигателями Adour Mk 951 совместного предприятия британской компании Rolls-Royce Group plc и французской частной компании Turbomeca (RRTM - Rolls-Royce Turbomeca Limited) . Скорость аппарата дозвуковая, не будет превышать М=0,8.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/nEUROn-3.jpg

На борту БЛА будет устанавливаться как разнообразная аппаратура наблюдения, так и высокоточное оружие для ударов по наземным и морским целям. Оружие будет размещаться во внутреннем отсеке. Беспилотный летательный аппарат nEUROn будет оснащен спутниковой и инерциальной системами навигации, каналом передачи данных, стелс-функциями, сложными структурами из углеродного волокна, а также внутренним отсеком для оружия. Автоматическое обнаружение/распознавание целей обеспечит nEUROn возможность точного выявления наземных целей.

nEUROn будет иметь возможность нести две 250 килограммовые бомбы с лазерным наведением в двух бомбовых отсеках. Вооружение БЛА составят авиабомбы Mk-82, CBU-12 и JDAM. БПЛА, как ожидается, сможет находиться в воздухе несколько часов с высокой дозвуковой скоростью, т.е. с максимальной скоростью 70-80% от скорости звука (скорость звука в воздушной среде составляет 1100-1200 км/час). Беспилотные аппараты nEUROn будут управляться с наземных станций и станций управления, находящихся в боевых самолётах, таких как французские Rafale или шведские Gripen.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/nEUROn-4.jpg

В июне 2005 года, аэрокосмическая компания Dassault Aviation подписала контракт с международной промышленной группой Thales на разработку высокочастотных передатчиков данных для прототипа боевого беспилотного аппарата nEUROn. Система обеспечит связь наземной станции управления с БПЛА при помощи высокочастотного закрытого протокола НАТО STANAG 7085 и низкочастотного передатчика. Высокочастотный канал обеспечит безопасную передачу данных (видео, изображений и данных радара) и команд управления. Низкочастотный передатчик будет использовать безопасные технологии и различные полосы частот для обеспечения целостности данных.

Разрабатываемая в настоящее время компанией "Галилео авионика" электрооптическая система обнаружения обеспечивает применение систем вооружения в ясную погоду. По заявлению Ф.Коффи, в перспективе планируется оснащение БЛА nEUROn РЛС с синтезированной апертурой, которая позволит поражать цели в любых метеоусловиях.

26 января 2011 года компания SAAB официально передала переднюю и центральную части фюзеляжа для демонстратора технологий ударного БЛА nEUROn, основному контрактанту по этой программе - французской компании "Дассо авиасьон". Данный факт позволяет полагать, что первый полёт состоится в середине 2012 года и затем начнется программа лётных испытаний. Компоненты конструкции БЛА nEUROn, построенные другими участниками программы, также будут в ближайшее время доставлены в Истр. В их числе: механизм сброса авиационных средств поражения (разработчик - швейцарская RUAG, поставка в конце февраля), две консоли крыла (испанская компания EADS-CASA, поставка в марте), две створки люка отсека вооружения (итальянская Alenia, доставка в конце марта), три створки отсеков шасси (шведская СААБ, поставка в апреле). Кроме того, некоторые другие компоненты, изготавливаемые "Дассо авиасьон" будут доставлены в Истр между январем и мартом. Окончательная сборка демонстратора будет проходить в Истре с участием всех шести партнеров по программе ударного БЛА. В последнем квартале 2011 года "Дассо авиасьон" проведет наземные испытания nEUROn, затем испытания двигательной установки, а в середине 2012 года планирует поднять демонстратор в воздух.

Проект оценивается в 405 млн евро. Из этой суммы Франция выделяет половину – 202,5 млн евро. Вклад Швеции оценивается в 75 млн евро, из которых 66 млн дает компания SAAB. Еще 35,5 млн евро с 2007 по 2012 гг. вложит в проект Испания. Как предполагается, стоимость БЛА nEUROn должна составить порядка 25 млн евро.