http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/Mantis-1.jpg

Великобритания продолжает активно развивать собственные беспилотные системы. Так в 2008 году на авиасалоне в Фарнборо компания BAE Systems продемонстрировала сразу три своих новых беспилотных аппарата – «Mantis», «Herti» и «Fury». Наиболее интересен из представленной троицы первый аппарат. Разработка БЛА «Mantis» была начата в 2007 г. Общий объем привлеченных средств не раскрывается, однако известно, что финансирование велось на паритетных началах: 50% средств поступило от Минобороны Великобритании, а еще 50% было инвестировано предприятиями промышленности. Начальный этап программы был посвящен выбору схемы аппарата и аэродинамическим испытаниям. Реализуемый в настоящее время этап проекта предусматривает демонстрацию технологий обеспечения максимальной автономности полета.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/Mantis-5.jpg

Лётные испытания по программе «Mantis» были намечены на первый квартал 2009 г. Более поздние этапы проекта, возможно, будут включать проработку различных вариантов применения, включая военную и гражданскую области. В 2009 году компания BAE Systems провела первые испытательные полёты демонстратора технологий БЛА Mantis на полигоне Вумера (Южная Австралия). В ходе серии испытаний Mantis продемонстрировал эксплуатационные и потенциальные возможности подобных БЛА быть задействованными в поддержку будущих боевых операций министерства обороны Великобритании. Командование британских ВВС отметило, что в конце программы испытаний БЛА Mantis успешно продемонстрировал возможности передовых технологий, что повысило уверенность в осуществимости разрабатываемого в Великобритании проекта средневысотного БЛА с большой продолжительностью полёта. На первом этапе работ по этой программе фирма BAE Systems работала совместно с министерством обороны Великобритании и рядом своих и зарубежных фирм, в том числе:
- Роллс-Ройс (интеграция силовой установки и испытания двигателя);
- Кинетик (система завершения полёта и система связи);
- Дженерал Электрик (блок электропитания и основные приводы системы управления полётом);
- Селекс Галилео (требования к системам обеспечения полётов в будущем и к датчикам).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/Mantis-2.jpg

БЛА «Мантис» (Mantis) близок по размерности к американскому «Риперу» (Reaper). Размах крыла аппарата составляет около 22 м. Предполагается, что «Мантис» должен будет иметь возможность совершать полеты продолжительностью до 24 часов, а максимальная высота полета будет превышать 16,5 км. Серийный вариант БЛА должен иметь взлетный вес около 9000 кг. Внутренний отсек предназначен для размещения ряда современных датчиков и управляемых боеприпасов «воздух-земля». Основной отличительной способностью нового летательного аппарата является полное отсутствие каких-либо гидравлических систем, все системы управления рулями и шасси приводятся в действие электрическими приводами.

БЛА Mantis оснащен двумя турбовинтовыми двигателями RB250B-17 компании «Роллс-Ройс» с толкающими винтами. Впрочем, по словам представителей компании, возможно, это не окончательный вариант, и в перспективе БЛА получит другие двигатели. На борту «Mantis» установлены инфракрасная и телевизионная камеры, радар и система лазерного целеуказания. В головной части фюзеляжа БЛА имеется аппаратура спутниковой связи. Помимо разведывательного оборудования на борту может также размещаться и оружие. К примеру, «Mantis» может нести до 12 управляемых ракет «Бримстоун» западноевропейского концерна MBDA (Brimstone) или шесть американских управляемых авиабомб типа «Пэйвуэй».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/Mantis-4.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/Mantis-3.jpg

Двойная двигательная система и размах крыльев, обеспечивает БЛА «Мантис» (Mantis) лётные динамические характеристики, позволяющие аппарату находиться в воздухе длительное время и перемещаться на дальние расстояния. Благодаря отсутствию гидравлических систем, крылья аппарата легко демонтируются, после чего он без затруднений вписывается в грузовой отсек военно-транспортного самолёта.

БЛА Mantis предназначается для применения в качестве "рабочей лошадки" с возможностью "включил - забыл" в ходе выполнения полёта и может нести разнообразные датчики для наблюдений и разведки. "Мантис" как полностью автономная беспилотная система следующего поколения сможет выполнять задачи, не требуя особого вмешательства человека в свои действия, самостоятельно реагируя на окружающую обстановку. Подобная автономность повышает его боевую эффективность, поскольку позволяет операторам сосредоточить все внимание на выполнении задания, а не на управлении аппаратом. В эксплуатации этого БЛА не требуется участия многочисленного штата операторов, что сокращает риск возможности инцидентов из-за человеческого фактора, а также снижает требования к обеспечению связи/линии передачи данных между аппаратом и наземной станцией управления.

БЛА Mantis может выполнять разведывательные операции на большой дальности и нести необходимую целевую нагрузку, в том числе различные датчики и системы оружия. БЛА Mantis рассчитан на передачу информации на оконечные приемные станции, что облегчает его полную интеграцию в инфраструктуру C4I Великобритании, значительно расширяя боевые возможности. В современных быстросменяющихся боевых ситуациях улучшенная ситуационная осведомленность и своевременное принятие решений достигаются благодаря интеграции БЛА в общую сетевую систему управления. Mantis входит в единую инфраструктуру управления БЛА наряду с другими аппаратами разработки фирмы BАЕ Системз, в том числе "Таранис" и "Херти".

Нынешняя конфигурация аппарата, известная под названием "Spiral 1", впервые была показана на выставке в Фарнборо в 2008 г. в качестве британской альтернативы американскому БЛА General Atomics MQ-9 Predator B/Reaper.

Любопытно, что, по словам представителей Минобороны Великобритании, еще до окончания разработки этого БЛА его могут отправить в Афганистан для проверки системы «на практике». В более же отдаленной перспективе БЛА «Mantis», возможно, придет на замену закупленным у США БЛА «Рипер», которые сейчас используются в Афганистане для поддержки британского контингента коалиционных сил.

300-51