http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/XB-42-Mixmaster-1.jpg

Douglas XB-42 Mixmaster - это экспериментальный скоростной бомбардировщик, с оригинальной конструкцией установки двух двигателей в фюзеляже и вращающихся винтов смонтированых в хвосте. Было построено два прототипа показавшие хорошие результаты, но к концу Второй мировой войны с появлением реактивных двигателей изменились приоритеты на пути к достижению высокой скорости. В 1943 году коллектив фирмы «Douglas» в городе Санта-Моника предложил вниманию ВВС США эскизный проект среднего бомбардировщика, радующий почти оптимальным сочетанием классических черт и элементов новизны. Это был самолёт с двумя двигателями, расположенными в фюзеляже и вращающими посредством длинных валов соосные винты, расположенные в хвостовой части фюзеляжа. Под отсеком двигателей располагался длинный и очень ёмкий бомбоотсек. Крестообразное оперение служило хорошей защитой для воздушных винтов на взлете и посадке. Экипаж состоял из трех человек: двух летчиков и штурмана-бомбардира.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/XB-42-Mixmaster-2.jpg

Казалось бы, проект лишен серьезных недостатков. Ещё на стадии аванпроекта были прекрасно продуманы все технические решения, которые предстояло воплотить в этом проекте. Оснащенный рядными двигателями жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710-125 мощностью по 1725 л.с, расположенными тандемно, самолёт должен был поднимать до 3600 кг бомб — столько же, сколько несла первая «летающая крепость» B-17A. Причем благодаря большому и длинному бомбоотсеку новая машина могла брать на борт английские 1800-килограммовые и 3600-килограммовые бомбы повышенной мощности. Максимальная скорость оценивалась в 690-700 км/ч — для 1943 года фантастическая цифра. Такая невероятная для среднего бомбардировщика скорость достигалась путем максимального зализывания фюзеляжа, облагораживания его аэродинамики и главным образом благодаря применению ламинарного крыла. Расчетная дальность полета превосходила дальность B-17 последних серий.

Необходимо отметить, что в конструкции нового самолёта не было использовано никаких принципиально новых на 1943 году материалов и технологий, чьё освоение могло задержать передачу самолёта в серию. Беда заключалась в другом — постройка, доводка и испытания самолёта требовали слишком много времени, что и стало в конце концов приговором этому детищу фирмы «Douglas».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/XB-42-Mixmaster-3.jpg

Основная проблема, стоявшая перед проектировщиками, заключалась в том, как передать вращательный момент от двигателей к винтам. Специалисты фирмы «Douglas» изучили опыт Белла, накопленный при создании знаменитой «Аэрокобры», и нашли решение: двигатели соединялись с пропеллерами длинным валом, состоявшим из пяти секций, — валов от самолета P-39. Вращающий момент передавался на большой планетарный редуктор, располагавшийся в районе хвостового оперения. Из редуктора выходили два концентрических вала противоположного вращения, приводивших в движение два трёхлопастных пропеллера «Кертисс Электрик» диаметром по 4 м. Система получилась не очень изящная и достаточно перетяжеленная, но эти недостатки с лихвой компенсировались ростом лётных данных, полученных путём её применения. Для безопасного покидания самолёта винты можно было отстрелить.

ВВС проявили огромную заинтересованность в подобном сверхсамолёте и, не теряя времени, в мае 1943 года заключили с фирмой «Douglas» контракт на изготовление двух прототипов, получивших наименование XA-42 «Mixmaster» («Смешивающий коктейли») — такое собственное имя было скорее всего обусловлено винтами противоположного вращения, напоминавшими миксер. В начале 1944 года, когда стало ясно, что основным назначением самолета станет не непосредственная поддержка войск, а тактические и стратегические бомбовые удары, сменили «штурмовое» обозначение XA на «бомбардировочное» XB-42 Mixmaster.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/XB-42-Mixmaster-4.jpg

Сроки постройки самолётов XB-42 Mixmaster поджимали, война близилась к концу. Первый прототип был готов к лётным испытаниям в мае 1944 года. Самолёт был очень красив и изящен. Кабина летчиков была скомпонована весьма оригинально: командир и второй пилот имели два каплевидных индивидуальных фонаря, расположенных симметрично. Фонари производили впечатление лягушачьих глаз, поэтому XB-42 Mixmaster живо получил прозвище «Летающая лягушка». В случае необходимости летчики могли поменяться местами в полете, компоновка позволяла без особых неудобств перебраться из одной кабины в другую. Впереди, закрытый плексигласовым носовым блистером, находился штурман-бомбардир. При серийном производстве предполагалось применить модульную конструкцию носовой части с возможностью установки вместо штурманской кабины батареи из 8—12 пулеметов калибра 12,7 мм по типу штурмовых модификаций бомбардировщика Норт Америкен B-25 «Митчелл».

Самолет XB-42 Mixmaster имел весьма высокую скорость полета, и лишь немногие современные ему истребители могли его догнать. Тем не менее специалисты-вооруженцы не решились полностью отказаться от защиты задней полусферы. Оборонительное вооружение невозможно было разместить в фюзеляже — там просто не было места. Кроме того, винты перекрывали бы сектор обстрела. Пришлось разместить спаренные пулемётные установки в крыле между элероном и закрылком, примерно на половине его размаха. Пулемётные барбеты, почти целиком скрытые в тонком крыле, в походном положении практически не создавали сопротивления. Патронные ящики находились в крыле. Прицеливание осуществлялось дистанционно, стрельбу мог вести любой из летчиков, развернув свое кресло на 180°.

Ввиду малой толщины крыла шасси самолёта при уборке пряталось в заднюю часть фюзеляжа, где было достаточно места, — сразу за бомбоотсеком находились лишь два относительно небольших бака, масляный и гликолевый. Крыло было скомпоновано весьма плотно: в его корне размещались воздухозаборники двигателей и системы охлаждения, рядом с ними дальше от фюзеляжа располагались патронные ящики и пулеметные барбеты, а остальной объем занимали протектированные топливные баки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/XB-42-Mixmaster-5.jpg

Фирма «Douglas» осуществляла параллельную разработку пассажирского варианта «Миксмастера» — самолета DC-8 «Скайбас», неслыханной по тем временам пассажировместимости — 48 человек. К сожалению, эта разработка так и не вышла из стадии аванпроекта. 6 мая 1944 года на авиабазе Райт-Филд состоялся первый полет XB-42 Mixmaster. Прототип налетал более 150 часов в процессе летных испытаний, после чего был передан заказчику. В июле был готов и второй прототип, отличавшийся от первого общим фонарем кабины вместо двух «лягушачьих глаз». Программа XB-42 Mixmaster держалась в строгом секрете, самолёты были показаны публике лишь в сентябре 1945 года, через месяц после окончания второй мировой войны. К этому времени стало ясно, что самолёт в серию не пойдет. Первый прототип переделали в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей «Вестингауз» Х19В-2, получивших в серии наименование J30. Два этих небольших двигателя с тягой по 530 кгс были смонтированы под крылом XB-42 Mixmaster.

8 декабря 1945 года второй прототип XB-42 Mixmaster совершил рекордный трансконтинентальный перелет из Лонг-Бич, штат Калифорния, в Боллинг-Филд, округ Колумбия. Расстояние в 3790 км было преодолено за 5 часов 17 минут со средней скоростью 717,8 км/ч, что улучшило более чем на час значение предыдущего рекорда. К сожалению, несколькими днями позже, 16 декабря, у самолёта вскоре после взлета из Боллинг-Филд отказал один из двигателей и экипаж был вынужден спасаться на парашютах, предварительно отстрелив винты. Самолёт разбился возле города Оксен-Хилл, штат Мэриленд. Случайный очевидец катастрофы сообщил о ней в местную газету, после чего в прессе неоднократно заявляли, что причиной катастрофы стало то, что у самолёта якобы отвалился мотор: очевидно, отстрел винтов был истолкован таким образом. В 1946 году на посадке разбился и первый прототип XB-42 Mixmaster, видимо, причиной аварии стала высокая посадочная скорость, присущая всем самолётам с ламинарным крылом. После отказа от программы ХВ-42 фирма «Douglas» продолжила его линию, спроектировав и построив самолёт с реактивными двигателями на его основе. Эта машина получила индекс XB-43.

Тактико-технические характеристики XB-42 Mixmaster
Экипаж: 3 (пилот, второй пилот/стрелок и штурман-бомбардир)
Длина: 16,36 м
Размах крыльев: 21,49 м
Высота: 5,74 м
Площадь крыла: 51,6 м
Вес пустого самолета: 9475 кг
Максимальная взлетная масса: 16194 кг
Силовая установка: 2 x Allison V-1710-125 двигатели V12 , 1325 л.с. (988 кВт)
Максимальная скорость: 660 км/ч на 7145 м
Крейсерская скорость: 312 миль/ч
Диапазон: 2895 км
Практический потолок: 8960 м
Вооружение
Пулемёты: 6 x .50 (12.7-mm) две двойные турели сзади и два спереди
Бомбы: 3629 кг