http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Short-SC1-1.jpg

Первым построенным за рубежом летательным аппаратом, вертикально взлетающим и садящимся с использованием тяги ТРД, был летающий стенд фирмы «Rolls-Royce», получивший за свой неуклюжий, явно не авиационный внешний вид ироничное название «Flying Bedsted», что в переводе с английского означает «летающая кровать». Стенд предназначался для изучения характеристик управляемости и устойчивости при вертикальном взлете и посадке с использованием тяги ТРД, а также для измерения тяги ТРД при полетах вблизи земли, получив обозначение TMR (Thrust Measuring Rig). Параллельно с испытаниями летающих стендов TMR фирма «Rolls-Royce» с 1954 г. по инициативе её научного руководителя доктора А.Гриффитса начала разработку специальных подъемных двигателей RB.108 с большой удельной тягой 8, а министерство снабжения Великобритании начало разработку программы вертикально взлетающих самолетов с комбинированной силовой установкой из двух типов двигателей: для вертикального взлета и горизонтального полета, обеспечивающих возможность совершать вертикальный взлет и посадку при обычном горизонтальном положении фюзеляжа.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Short-SC1-2.jpg

Министерством снабжения были разработаны требования ER.143 к экспериментальному СВВП с комбинированной силовой установкой с подъемными ТРД Rolls-Royce RB.108 и в 1954 г. был заключен контракт с фирмой «Short» на постройку двух экспериментальных СВВП с ТРД RB.108. В декабре 1956 г. в Англии на аэродроме Белфаст были начаты наземные испытания и рулежки первого экспериментального реактивного вертикально взлетающего самолета Short SC.1, снабженного только подъемными двигателями. После их окончания, 2 апреля 1957 г., начались лётные испытания, проходившие в три этапа. Во время первого этапа испытаний были оценены летные характеристики Short SC.1 в горизонтальном полёте; самолёт совершал обычный взлет с разбегом и посадку с пробегом (летчик-испытатель Т. Брук-Смит). На втором этапе испытаний Short SC.1 совершал вертикальный взлёт и посадку, а также испытывался в полетах на режиме висения на привязи, для чего был построен специальный стенд. Первый вертикальный взлёт на привязи был выполнен 26 мая 1958 г., первая вертикальная посадка – 6 октября 1958 г. на бетонированную ВПП, а первый свободный вертикальный взлет (без привязи) 25 октября 1958 г. В ноябре 1958 г. самолёт впервые совершил вертикальную посадку на неподготовленную ВПП с травяным покрытием.

Летные испытания второго экспериментального Short SC.1 тоже только с подъемными ТРД начались 23 мая 1958 г. В 1960 г. на обоих Short SC.1 были установлены маршевые ТРД RB.108 и усовершенствована струйная система управления. После завершения этих работ 6 апреля 1960 г. был произведен вертикальный взлет с переходом к горизонтальному полету и обратно к вертикальной посадке на втором экспериментальном самолете (летчики-испытатели Дж. Грин, А. Роберте и др.).

СВВП Short SC.1 демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо в 1960 г., а в 1961 г. – на авиационной выставке в Париже, совершив перелет через Ла-Манш. Оба Short SC.1 с 1961 г. использовались для оценки характеристик управляемости и устойчивости с системой автостабилизации по программе, рассчитанной до 1963 г. Однако 2 октября 1963 г. второй экспериментальный СВВП Short SC.1 потерпел катастрофу в 82-м испытательном полете. Самолёт вошел в крен и сваливание из висения на высоте 9–15 м за 14 секунд до конца полета. Летчик Дж. Грин не успел катапультироваться и погиб. Самолёт упал вверх колесами и разрушился. Катастрофа произошла из-за несовершенства системы автостабилизации (все три гироскопа выдали неправильное положение вертикали, по которому автостабилизатор направил самолет к земле).

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Short-SC1-3.jpg

Самолёт был восстановлен и в июне 1966 г. были возобновлены его летные испытания на переходных режимах, после которых он в 1967 г. вместе с первым экспериментальным СВВП Short SC.1 был передан на базу ВВС в Бедфорде, где они использовались до 1964 г. для исследования взлетно-посадочных характеристик СВВП и оценки устойчивости и управляемости. Результаты летных испытаний экспериментального самолёта Short SC.1 были использованы фирмой «Шорт» для разработки сверхзвукового вертикально взлетающего истребителя Short PD.56 с треугольным крылом и комбинированной силовой установкой, а также для исследований сверхзвукового пассажирского самолета по проекту А.Гриффитса с треугольным крылом и комбинированной силовой установкой из 24 подъемных ТРД в фюзеляже и 6 маршевых ТРД в гондолах.

Однако эти же испытания показали, что комбинированная силовая установка отличается большой конструктивной сложностью, имеет большой объем и массу и требует усовершенствованной системы стабилизации; кроме того, использование подъемных ТРД с большой скоростью и температурой вытекающих газов требует защиты ВПП и значительно усложняет эксплуатацию таких СВВП. Поэтому в более поздних проектах СВВП предлагалось использовать подъемные ТРДД с большой степенью двухконтурности, отличающиеся меньшей скоростью и температурой вытекающих газов и разрабатывавшиеся фирмой «Rolls-Royce». Программа испытаний рассчитанная до 1963 года, приносила так много ценной информации, что была закрыта лишь 1971 году, после 900 полетов. После закрытия программы два СВВП Short SC.1 передали в авиационные музеи Великобритании. Образец XG905 находится в Ulster Folk and Transport Museum в Ирландии, a XG900 в ЛондонскомScience Museum.

Самолёт Short SC.1 выполнен по схеме моноплана с треугольным крылом,комбинированной силовой установкой из одного маршевого и четырех подъемных ТРД и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, имеет небольшое удлинение. В носовой части размещается кабина летчика с большим фонарем. В кабине было установлено катапультное кресло Мартин-Бейкер, позволяющее производить катапультирование летчика при малых высотах и скоростях полета. Крыло треугольное среднерасположенное, двухлонжеронной конструкции, угол стреловидности по передней кромке 54°, хорда крыла в корневой части 5,18 м, на концах 0,3 м, удлинение крыла 2,61, профиль NACA 0010. На крыле имеются элероны и элевоны с триммерами.

Шасси неубирающееся, трехопорное, с носовой опорой. Главные опоры могут отклоняться с помощью гидравлической системы вперед и назад на 15° для лучшей центровки при вертикальной посадке. На каждой опоре установлены самоориентирующиеся сдвоенные колеса, на передней опоре размером 460x110 мм и давлением 7 кг/см2 на главных опорах размером 380x110 мм и давлением 5,6 кгс/см.

Силовая установка комбинированная, состоит из пяти ТРД Rolls-Royce RB.108. Четыре подъемных двигателя RB.108 установлены рядом, создавая вертикальную тягу. Благодаря такому расположению двигателей при выходе из строя одного из них не должен возникать большой дестабилизирующий момент. Маршевый двигатель RB.108 установлен в наклонном положении в хвостовой части фюзеляжа и создает необходимую для полета горизонтальную тягу. Воздухозаборники подъемных двигателей имеют спереди поднимающиеся створки, защищенные сеткой. Для маршевого двигателя используется щелевой воздухозаборник в основании киля.

Система управления. Для управления при вертикальном взлете и посадке, а также при малых скоростях полета, когда аэродинамические рули неэффективны, на самолёте Short SC.1 используется дополнительная струйная система управления. На концах крыльев, а также на носу и хвосте фюзеляжа установлены струйные рули в виде реактивных сопл, к которым подводится сжатый воздух, отбираемый от компрессоров всех пяти ТРД, с помощью системы кольцевания. При взлете и посадке до 10% воздуха отбирается от компрессоров ТРД и направляется через систему клапанов к реактивным соплам. Управление клапанами связано с ручкой управления и педалями в кабине летчика. После вертикального взлета самолет с помощью автоматической системы управления переходит к горизонтальному полету с постепенным увеличением горизонтальной тяги и скорости полета, при этом крыло создает все большую подъемную силу; в это же время благодаря действию автоматической системы управления вертикальная тяга уменьшается так, чтобы сохранилась неизменной полная составляющая подъемной силы крыла и вертикальной тяги.

Системы: гидравлическая система с давлением 175 кгс/см2 для привода систем управления и автостабилизации и тормозов. Пневматическая система с давлением 210 кгс/см2 обеспечивает управление наклоном подъемных двигателей. Электрическая система питается от электрогенераторов на двигателях и аккумуляторных батарей. Оборудование стандартное, дополнительно установлено измерительное оборудование для лётных испытаний.

Характеристики самолёта Short SC.1
Размеры:
размах крыла 7,16 м
длина самолета (с носовой штангой) 9,11 м
высота самолета 3,25 м
площадь крыла 19,65 м2
Двигатели:
подъемные 4 ТРД Rolls-Royce RB.108, взлетная тяга 4x966 кгс
маршевый 1 ТРД Rolls-Royce RB.108, взлетная тяга 966 кгс
Массы и нагрузки: максимальная взлетная 3650 кг
Летные данные (расчетные):
максимальная скорость у земли 396 км/ч
максимальная скороподъемность 3,7 м/с
практический потолок 2440 м
максимальная дальность 240 км