http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Nord-500-1.jpg

В 60-х годах самолетостроительная фирма «Nord» начала заниматься исследованиями СВВП, отдав предпочтение схеме с поворотными винтами в кольцевых каналах, по которой был разработан проект лёгкого многоцелевого СВВП, получившего обозначение Nord 500 Cadet. Макет СВВП Nord 500 Cadet был впервые показан на Парижском авиакосмическом салоне в 1965 г., а весной 1967 г. был построен первый экспериментальный СВВП, который использовался только для наземных испытаний механических систем на стенде. Второй экспериментальный СВВП Nord 500 Cadet был построен в начале 1967 г. и демонстрировался на очередном Парижском авиакосмическом салоне, но только на стоянке. Первый полет второго Nord 500 Cadet был выполнен в феврале 1968 г., сперва самолёт испытывался в полете на режиме висения, затем на переходных режимах.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Nord-500-2.jpg

В 1969 г. СВВП был передан в национальный научно-исследовательский авиационный центр ONERA для проведения трехмесячной программы испытаний в аэродинамической трубе, в процессе которых исследовались характеристики воздушных винтов в кольцевых каналах и всего самолета на различных режимах полета, при этом отмечался низкий уровень шума винтов в кольцевых каналах. СВВП Nord 500 Cadet отличался высоким уровнем конструкторской разработки. Фирма «Nord», имевшая большой опыт создания самолетов различных типов, успешно использовала его при проектировании СВВП Nord 500 Cadet. Была начата разработка усовершенствованного варианта СВВП с более мощными ГТД Allison 250-C20 по 370 л.с. и гидравлическими приводами в системе управления, которая не была завершена из-за прекращения финансирования, хотя самолет предлагался для военного применения. Не получил поддержки и проект транспортного СВВП «Рокад», модель которого демонстрировалась на Парижском авиационно-космическом салоне в 1967 г. СВВП «Рокад» имел такую же компоновочную схему с двумя поворотными винтами в кольцевых каналах, на концах крыла, установленного на пилоне сверху фюзеляжа и поддерживаемого подкосами.

Экспериментальный самолёт Nord 500 Cadet выполнен по схеме моноплана с двумя ГТД, приводящими поворотные винты в кольцевых каналах, и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, имеет одноместную кабину с большой площадью остекления и ката пультным креслом. Для доступа в кабину фонарь откидывается вверх. Кабина переходит в широкую хвостовую балку, на конце которой установлено оперение. Крыло верхнерасположенное, имеет центроплан размахом 2,05 м и поворачивающиеся вместе с кольцевыми каналами консоли.  Оперение состоит из стреловидного киля и прямого стабилизатора без рулей. Шасси трехопорное, неубирающееся, с носовой опорой. На каждой опоре установлено по одному колесу, носовое колесо самоориентирующееся, база шасси 2,85 м, колея 2,2 м.

Силовая установка состоит из двух ГТД Allison T-63-A-5A мощностью по 317 л.с., размещенных рядом в хвостовой балке. ГТД имеют боковые воздухозаборники в хвостовой балке, закрытые сеткой, и по два сопла, выходящих сверху хвостовой балки. Воздушные винты пяти- лопастные, установлены в гондолах в профилированных кольцевых каналах, имеющих внутренний диаметр 1,58 м и наружный 2,08 м и соединяющийся с гондолами обтекаемыми стойками. На выходе каналов на кронштейнах установлены V-образные поверхности с аэродинамическими рулями. Кольцевые каналы изготовлены фирмой «Бертэн». Поворот винтов вместе с кольцевыми каналами осуществляется с помощью электрического привода.

Трансмиссия изготовлена двигателестроительной фирмой «Испано-Сюиза», состоит из редукторов двигателей, соединенных валами с главным редуктором в корневой части крыла, от которого в носке крыла проходят валы с промежуточными опорами к редукторам винтов в гондолах. Управление в кабине установлено обычное. На вертикальных режимах путевое и поперечное управление обеспечивается дифференциальным изменением тяги и наклона винтов, продольное – совместным наклоном винтов. Отмечалось, что планер самолета отличался статической устойчивостью.

Характеристики самолёт Nord 500 Cadet
Экипаж, чел   1
Размеры:
размах крыла с кольцевыми каналами 6,14 м
длина самолета 6,58 м
высота самолета 3,1 м
Двигатели 2 ГТД Allison T-63-A-5A взлетная мощность 2x317 л.с.
Массы и нагрузки: максимальная взлетная 1250 кг
Летные данные:
максимальная скорость 350 км/ч
крейсерская скорость 325 км/ч