В конце 70-х годов ВВС США, не вполне удовлетворенные имеющимся у них тяжелым штурмовиком A-10A (прежде всего - по критерию "стоимость-эффективность"), вернулись к рассмотрению концепции лЁгкого противотанкового штурмовика. В мае 1978 года к такому самолету были выработаны требования, акцент в которых делался на высокую маневренность, взлетно-посадочные характеристики, небольшие размеры и простоту конструкции. В 1985 году на фирме Scaled Composites, возглавляемой Рутаном, началось техническое проектирование самолета Model 151, в дальнейшем получившего обозначение ARES (Agile Responsive Effective Support - маневренный самолет непосредственной поддержки с малым временем реакции). Рутан начал разработку самолета ARES в конце 80-х годов в инициативном порядке, используя опыт участия в программе LCBAA.
Кроме решения задачи борьбы практически со всеми существующими вертолетами он должен был применяться для непосредственной авиационной поддержки, патрулирования границ, участвовать в операциях по борьбе с наркобизнесом, ультралегкими летательными аппаратами, а в двухместном варианте — для передового авиационного наведения и в качестве учебно-тренировочного средства. Как и другие самолеты, созданные этим выдающимся американским авиаконструктором, автором знаменитого «Вояджера», на котором в 1984 году был совершен первый в мире кругосветный перелет без дозаправки топливом в полете, новая машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку и конструктивные решения. Впрочем, необычностью «облика» летательных аппаратов, особенно легких, сейчас трудно кого-либо удивить. Однако ARES от всех ранее созданных боевых самолетов отличается еще и назначением — это первый истребитель вертолётов.
Первый полёт самолёта Scaled Composites ARES состоялся 19 февраля 1990 года. Во втором полете, состоявшимся в тот же день, вышла из строя основная гидросистема. Однако аварийная система обеспечила выпуск шасси и самолет благополучно выполнил посадку. В первых двух испытательных полетах была достигнута скорость 400 км/ч, угол атаки 15° и перегрузка 2,5 g. В третьем полете, проведенном 26 февраля специально для представителей прессы, самолет летал с выпущенными шасси.
Несмотря на всемирно известное имя конструктора и хорошо «раскрученную» рекламу, Scaled Composites ARES оказался, практически, незамеченным ВВС США, где имелись свои приоритеты. Это, вероятно, свело на нет усилия фирмы по продвижению нового штурмовика на международный рынок. Самолет остался в единственном экземпляре и к середине 1990-х годов работы по нему, очевидно, прекратились. Цена этого самолета приблизительно равна 1 миллиону долларов. Самолет снимался в художественном фильме "Железный Орел 3", где "исполнял" роль секретного немецкого истребителя Me.263.
Самолёт Scaled Composites ARES выполнен по схеме «утка» с крылом двойной стреловидности по передней кромке и скругленными законцовками. Переднее горизонтальное оперение имеет отрицательную стреловидность. Крыло — без закрылков. Вертикальное оперение — двухкилевое, кили расположены на вынесенных назад за крыло балках. Особенностью конструкции была несимметричная компоновка фюзеляжа смещённого на 760 мм вправо относительно ДП планера, позволяющая в максимальной степени устранить реакцию по рысканию при стрельбе из пушки, а также попадание пороховых газов в воздухозаборник двигателя.
Конструкция самолета более чем на 50 процентов, по массе выполнена из стеклопластика. Поверхности управления и части конструкции, расположенные вблизи пушки, также изготовлены из стеклопластика и кевлара. Кабина самолета — одноместная, имеющая наддув для защиты от оружия массового поражения, с хорошим обзором вперед — вниз и по сторонам, с катапультным креслом. Бронирование кабины — из кевлара. Система управления самолетом — безбустерная, полностью механическая обратимая. Гидравлика используется только для выпуска и уборки шасси и воздушных тормозов. Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Все стойки - одноколесные, уборка шасси осуществляется за шесть секунд. Большие тормозные щитки установлены в корневой хвостовой части крыла, между балками и элеронами.
В центральной части фюзеляжа расположен грузоотсек длиной 2,3 м, шириной 0,75 м и высотой 0,75 м, предназначенный для целевой нагрузки (в том числе для аппаратуры фоторазведки). Доступ в грузоотсек осуществляется через открывающийся люк с правой стороны фюзеляжа. Пространство отсека может быть использовано для оборудования кабины второго члена экипажа.
Самолет Scaled Composites ARES оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем Pratt Whitney JT15D-5 с тягой 1340 кгс и электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен под углом относительно оси фюзеляжа. Выходное устройство искривлено для «выравнивания» линии тяги. Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует попаданию в двигатель пороховых газов. В дальнейшем возможна установка двигателя с большей тягой.
Штурмовик Scaled Composites ARES вооружен пушкой GAU-12/U Gatling калибра 25 мм с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа. Принятая компоновка позволяет устранить реакцию самолета по рысканию, которое может привести к неустойчивой работе двигателя при стрельбе из пушки. Кроме того, в состав вооружения могут входить управляемые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» AIM-9L «Sidewinder» или четыре малогабаритных УР AIM-92 «Стингер». Возможна подвеска бомб малого калибра и НАР Hydra 70 FFAR.
Тактико-технические характеристики ARES
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 11.40
Высота, м 3.80
Площадь крыла, м2 17.20
Масса, кг
- пустого самолета 4200
- максимальная взлетная 7120
Тип двигателя 1 ТРДД Pratt Whitney JT15D-5
Тяга, кН 1 х 13.12
Максимальная скорость , км/ч 750
Крейсерская скорость, км/ч 678
Практическая дальность, км 920
Практический потолок, м 12000
Экипаж 1
Вооружение: 1 встроенная 25-мм пушка GAU-12/U
Боевая нагрузка - 1812 кг