http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Ryan-VZ-3-1.jpg

Экспериментальный самолёт Ryan VZ-3RY Vertiplane был разработан фирмой «Ryan Aeronautical» по заказу армии и флота США для исследования системы механизации, отклоняющей поток воздуха от винтов при взлете и посадке. Предполагалось, что СВВП с такой системой сможет использоваться для связи, перевозки солдат и грузов. Разработка самолёта была начата в 1955 г. под фирменным обозначением «Ryan Model 72». В 1956 г. армия США заключила с фирмой контракт на постройку одного экспериментального СВВП Ryan VZ-3RY Vertiplane. Рулежные испытания СВВП начались 7 февраля 1958 г., затем были проведены испытания на привязи на специальном стенде. В конце 1958 г. были проведены испытания Ryan VZ-3RY Vertiplane в аэродинамической трубе, в процессе которых он подвергся некоторым модификациям: хвостовая опора шасси была заменена носовой, был установлен подфюзеляжный киль, а также введено более мощное управление закрылками для сокращения времени их уборки и выпуска.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Ryan-VZ-3-2.jpg

Первый полёт самолёта Ryan VZ-3RY Vertiplane состоялся 21 января 1959 г., летчик-испытатель Пит Джирард. В 13-м полете 13 февраля 1959 г. самолёт потерпел аварию, которая произошла в результате неисправности в системе управления винтами и вызвала серьезные повреждения. После восстановления самолёта испытания были продолжены. Во время испытаний самолёт Ryan VZ-3RY Vertiplane летал со скоростью от 48 км/ч до 204 км/ч на высоте до 1680 м. Испытания показали, что мощности двигателя и тяги винтов недостаточно для вертикального взлета. В феврале 1960 г. самолёт Ryan VZ-3RY Vertiplane был передан в NASA для дальнейших испытаний с усовершенствованной системой механизации. В первом же полёте под действием неуравновешенного продольного момента самолёт опрокинулся назад на высоте 1500 м, перевернулся и начал падать, летчик успел катапультироваться на высоте 300 м. При ударе о землю самолёт был почти полностью разрушен. На построенном втором самолете Ryan VZ-3RY Vertiplane в 1961 г. были возобновлены лётные испытания, самолёт использовался для исследования характеристик управляемости вертикально взлетающих самолётов на малых скоростях полета, до 40 км/ч, и при снижении со скоростью 5 м/с.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Ryan-VZ-3-3.jpg

Экспериментальный самолёт Ryan VZ-3RY Vertiplane представляет собой моноплан с высокорасположвнным крылом, двумя воздушными винтами, одним ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, в носовой части размещена открытая двухместная кабина. Сиденья летчика и пассажира расположены тандемом. В кабине помимо обычной ручки управления и рулевых педалей имеется рычаг для управления самолётом на режиме висения.

Крыло малого удлинения, прямоугольной формы в плане, хорда крыла 1,6 м. Крыло снабжено двойными выдвижными закрылками, отклоняющими поток воздуха от винтов на 90° вниз при вертикальном взлете, посадке и висении. Перед закрылками установлены интерцепторы. На концах крыла имеются специальные шайбы, служащие направляющими при выдвижении закрылок (такие же направляющие имеются и у основания крыла). При переходе к горизонтальному полету закрылки вдвигаются по мере увеличения скорости полета. На посадку самолет заходит со слегка отклоненными закрылками. Затем мощность увеличивается, закрылки выдвигаются полностью, и самолет совершает вертикальную посадку.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Ryan-VZ-3-4.jpg

Оперение Т-образное, киль трапециевидной формы с рулем направления. Горизонтальное оперение прямое с рулем высоты, расположено сверху киля, поддерживается подкосами и имеет изменяемый угол установки. Имеется подфюзеляжный киль. Размах горизонтального оперения 3,88 м, хорда 1,27 м. Шасси неубирающееся, трехопорное, с носовым колесом. Большая длина стоек шасси с подкосами обеспечивает возможность выдвижения закрылок на стоянке. Колея шасси 3,8 м, база шасси 2,7 м.

Силовая установка самолёта Ryan VZ-3RY Vertiplane состоит из одного размещенного в фюзеляже турбовального ГТД Avco Lycoming T53-L-1 с передним выводом вала. Воздух в двигатель поступает через отверстия в обшивке фюзеляжа. Воздушные винты фирмы «Хартцелл» трехлопастные, установлены под крылом на пилонах. Лопасти деревянные, трапециевидной формы в плане. Привод винтов осуществляется от ГТД с помощью трансмиссии и редукторов, уменьшающих скорость вращения винтов. На горизонтальных режимах полета управление обеспечивается рулями направления и высоты и интерцепторами. Для управления самолетом на режиме висения и при малых скоростях полета в хвостовой части фюзеляжа на универсальном шарнире установлено поворотное сопло для отклонения потока газов двигателя.

Характеристики самолёта Ryan VZ-3RY Vertiplane
Размеры:
размах крыла 7,13м
длина самолета 8,7 м
высота самолета 5,28 м
площадь крыла 10,4 м2
диаметр винтов 2,79 м
ометаемая площадь 2x6,1 м2
Двигатель 1 ГТД Avco Lycoming T53-L-1
взлетная мощность 1 000 л.с.
Массы и нагрузки:
взлетная 1180 кг
нагрузка на крыло 113 кгс/м2
нагрузка на ометаемую площадь 97 кгс/м2

390-66