Вторым экспериментальным СВВП с поворотным крылом и винтами в США (после СВВП Vertol VZ-2) стал экспериментальный транспортный СВВП Hiller X-18, разработанный по контракту с ВВС США для исследования возможностей использования тяжелых транспортных СВВП такой схемы. По требованиям ВВС, выданным известной вертолетостроительной фирме «Hiller Aircraft Corporation» в начале 1956 г., предусматривалась разработка и постройка экспериментального СВВП с взлетной массой 15 т. До этого фирмой «Hiller Aircraft Corporation» начиная с 1953 г. был разработан ряд различных проектов СВВП с поворотным крылом и винтами.
По заказу научно-исследовательского отдела флота и при поддержке армии и ВВС США фирмой «Hiller Aircraft» был разработан проект транспортного СВВП взлетной массой 26 т с поворотным крылом и винтами. Проект получил фирменное обозначение Hiller 1048 и представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, на котором в гондолах размещались четыре сдвоенных ТВД, приводящих соосные винты большого диаметра. Фирмой «Hiller Aircraft» был спроектирован также лёгкий двухвинтовой вертикально взлетающий самолёт, получивший обозначение Hiller 1045. Вертикальный взлет и посадка у этого самолёта обеспечивались также поворотом крыла с винтами на 90°. Вращение винтов предполагалось связать между собой механической трансмиссией, с помощью которой должен был обеспечиваться привод небольших рулевых винтов, установленных на хвосте самолета.
Для упрощения и ускорения разработки экспериментального СВВП Hiller X-18 был использован фюзеляж десантно-транспортного самолета YC-122, а в качестве силовой установки были применены два ТВД Allison T40-A-14 мощностью по 5850 л.с, использовавшиеся па экспериментальных СВВП Convair XFY-1 Pogo и Lockheed XFV-1, и такие же, как на этих самолетах, соосные винты диаметром 4,88 м.
Постройка СВВП Hiller X-18 была завершена в середине 1958 г., и после длительных наземных испытаний он совершил первый полет 24 ноября 1959 г., взлетая с разбегом, на авиабазе ВВС им. Эдвардса. До июля 1961 г. было совершено 19 полетов с максимальным углом поворота крыла на 33°, с учетом угла тангажа фюзеляжа 17°, максимальный угол атаки крыла достигал 50°. Самолет пилотировали летчики ВВС Джордж Грайт и Брус Джонс.
В полетах были достигнуты максимальная скорость 370 км/ч и высота 4500 м, продолжительность полетов не превышала одного часа. Летные испытания показали, что использование дифференциального изменения шага винтов для поперечного управления явно недостаточно. Серьезным недостатком было также отсутствие механической трансмиссии, связывающей между собой вращение винтов, что делало опасным продолжение испытаний. Поэтому в июле 1961 г. было принято решение летные испытания прекратить и использовать Hiller X-18 как стенд для наземных испытаний воздушных винтов разрабатываемых транспортных СВВП.
Hiller X-18 выполнен по схеме моноплана с поворотным крылом, двумя ТВД и трехопорным шасси. Фюзеляж использован от десантно-транспортного самолета YC-122, имеет прямоугольное сечение и снабжен задней грузовой рампой. Крыло высокорасположенное, прямое, профиль крыла NACA 3015, относительное удлинение 4,36, угол заклинения 4°. Крыло может поворачиваться с помощью гидравлических приводов на угол 90°. Крыло снабжено закрылками и элеронами с гидравлическим приводом. Оперение обычное, от самолета YC-123, с рулями направления и высоты. Шасси неубирающееся, трехопорное, на главных опорах установлено но одному колесу, на носовой опоре сдвоенные колеса.
Силовая установка состоит из двух ТВД Allison T40-A-14, установленных под крылом, и одного ТРД Westinghouse J34 тягой 1540 кгс, установленного в хвостовой части фюзеляжа и снабженного удлинительной трубой с газовыми рулями для продольного управления.
Система управления. В кабине установлены обычные самолетные органы управления: штурвал и педали, рычаги управления двигателями и шагом винтов и дополнительно рычаг управления поворотом крыла. На самолетных режимах Hiller X-18 управляется с помощью аэродинамических рулей, при вертикальном взлете и посадке для управления по тангажу должны использоваться газовые рули на конце удлинительной трубы ТРД, поперечное управление должно обеспечиваться дифференциальным изменением тяги воздушных винтов, а путевое - отклонением элеронов, расположенных в потоке воздушных винтов. Для эффективного управления в процессе перехода от вертикального взлета к горизонтальному полету, а затем к вертикальной посадке должно было использоваться специальное интегрирующее устройство, изменяющее отклонение аэродинамических рулей и элеронов и обеспечивающее управление шагом винтов и отклонение газовых рулей в зависимости от угла поворота крыла. В систему управления была включена система стабилизации по крену и тангажу.
Характеристики Hiller X-18
Экипаж: 2-3
Размеры:
размах крыла 14,64 м
длина самолета 19,21 м
высота самолета 7,5 м
Массы и нагрузки:
взлетная масса 14 980 кг
Максимальная скорость: 407 км/ч
Практический потолок: 10800 м