В ЮАР фирмой «Atlas» (в настоящее время Denel) по заказу ВВС страны создан легкий ударный вертолет огневой поддержки Alpha XH-1. Вертолет разрабатывался в качестве демонстратора концепции для тогдашнего планового проекта Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не менее в зарубежной печати отмечается, что в ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты французского вертолета Алуетт III. Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 «Альфа» проводились в 1985 году. XH-1 Alpha совершил первый полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента.
Результаты были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить "Atlas" и руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета Alpha XH-1, началась разработка нового прототипа - Alpha XH-2. Впоследствии уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что Alpha XH-1 и АН-2 Rooivalk - это совершенно разные вертолёты и не имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2 прототипа). Единственный Alpha XH-1 после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский Музей ВВС, где остается и по сей день.
ХН-1 выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая установка включает турбовальный двигатель «Артуст-ЗВ» французской фирмы «Турбомека» мощностью на валу 425 кВт (570 л. е.). Максимальная взлетная масса опытного образца вертолета 2200 кг (пустого 1400 кг), максимальная крейсерская скорость полета 185 км/ч, боевой радиус действия 275 км, общая длина летательного аппарата (с вращающимся несущим винтом) 12,84 м, высота 3 м, диаметр несущего винта 11,02 м.
Опытный образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин, начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту - в пределах ±120°, по вертикали - вверх на 10°, вниз на 60°. В иностранной прессе сообщается, что серийные вертолеты «Альфа» предполагалось вооружать также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут размещаться на пилонах под крылом.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок)
Длина: 10,56 м
Диаметр ротора: 11,02 м
Высота: 2,73 м
Собственный вес: 1400 кг
Максимальная взлетная масса : 2200 кг
Двигатели: 1 Turbomeca Artouste IIIB газотурбинный, 410 кВт (550 л.с.)
Максимальная скорость : 200 км/ч
Дальность полета : 550 км
Вооружение:
пушка Vektor GA-1