Novi Avion (Новый Самолет) начал разрабатываться в Югославии в конце 70- годов двадцатого века и представлял собой реактивный сверхзвуковой многоцелевой самолет (планировался выпуск в версиях перехватчика, истребителя-бомбардировщика и разведчика) 4-го поколения. Первый полет был задуман на 1992 год, а серийное производство должно было начаться в середине 90-х годов. Проект долгое время появлялся в прессе и документах под различными названиями: Novi Avion, Nadzvucni Avion (Сверхзвуковой Самолет), Yu-supersonic, YU-avion, Yu-82, Supersonicni borbeni avion (сверхзвуковой боевой самолет), Yu-visenamenski borbeni avion (многоцелевой боевой самолет). Официально о программе его создания было заявлено в 1986 году в Брнике.
У начала этой программы, как и много в Югославии стоял Иосип Броз Тито, который в 1974 году, после полёта первого прототипа самолёта «Орао» заявил, что Югославии необходимо иметь ещё и сверхзвуковой самолёт. В мае 1977 года Авиационно-Технический Институт (VTI) во главе с доктором Браниславом Йовановичем получил официальное задание на начало проектирования этой машины.
Согласно документам самолёт должен был быть построен по схеме «утка» с активным управлением, строиться с использованием современных композитных материалов и обладать одним двигателем, обеспечивающим повышенную подъемную силу. Оборудован многоцелевым радаром и интегрированной навигационной системой, кабина самолета снабжена цифровыми индикаторами и высокой автоматизацией. Вооружение самолета должно было состоять из двуствольной пушки калибра 30-мм с 300 снарядами, ракет воздух-воздух средней дальности и ракет воздух-земля с возможностью подвески бомб и контейнеров с оборудованием для разведки и радиоэлектронной борьбы массой до 5000 кг на пяти точках подвески.
В середине 80-х годов одним из первых написал о югославской программе сверхзвукового самолета журнал «Aviation Week and Space Technology», назвав его одним из самых амбициозных проектов в мировой военной истории. Но возникли трудности с силовой установкой (были варианты установки британских и французских двигателей), после последовали трудности финансовые, в 1990 году была начата сборка первого прототипа. Но распад страны, война и санкции поставили крест на проекте. В 1991 году он был окончательно свернут, а Авиационно-Технический Институт закрыт.
Расчётные ТТХ:
экипаж - 1 человек,
длина - 13,75 м,
высота - 4,87 м,
размах крыла - 8,5 м,
вес пустого – 6247 кг,
максимальный взлётный вес – 13500 кг,
тяга двигателя – 8500 кг,
максимальная скорость – 2000 км/ч,
потолок – 17000 м,
перегоночная дальность – 3765 км,
радиус действия – 465 км,
вооружение: 1 пушка 30-мм (300 снарядов),
различное вооружение на 11-ти точках подвески.
420-71
Отредактировано Гадкий утенок (2023-04-14 13:21:24)