http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/3m24-h-35-03.jpg

Противокорабельная ракета Х-35 (индекс ракеты УРАВ ВМФ - 3М24, по кодификации NATO - AS-20 Kayak) - советская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда ОКБ-455. Может применяться с авиации, кораблей - ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade») и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight»). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

Унифицированная управляемая крылатая ракета Х-35 (3М24)

Средством поражения подвижного противокорабельного комплекса «Бал» является унифицированная управляемая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) Х-35 (3М24). Ракета была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав ракеты Х-35 входит твердотопливный стартовый ускоритель, имеющий цилиндрический корпус с раскладываемым Х-образным при старте оперением. Внутри цилиндрического корпуса стартового ускорителя размещен твердотопливный ракетный двигатель.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/3m24-h-35-01.jpg

Сама ПКР Х-35 имеет длину 3,85 м, при установленном стартовом ускорителе длина ракеты составляет 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м, а стартовая масса - 600 кг. Ракета Х-35 имеет классическую для противокорабельных ракет компоновку: в головной части корпуса размещена аппаратура головки самонаведения, за ней размещена боевая часть. В средней части корпуса устроен изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого находится топливный бак. В хвостовой части корпуса ракеты расположен турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса ракеты и нижняя гондола заполнены различной аппаратурой.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета использует инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), которая отвечает за поиск и попадание ракеты в цель.

В ракете Х-35 используется активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Она позволяет производить обнаружение, сопровождение цели, а также непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагается в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Она обеспечивает обзор по горизонту в секторе 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), в вертикальной плоскости: от -10° до +20°. Первая модификация ГСН АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/3m24-h-35-02.jpg

За ГСН в корпусе ракеты Х-35 установлена проникающая боевая часть массой 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия данная боевая часть обеспечивает надежное поражение боевых кораблей и судов водоизмещением до 5 тыс. т. Проникающее действие боевой части обеспечивается за счет наличия у нее прочного корпуса со сравнительно толстыми стенками, который позволяет пробить борт корабля противника и произвести подрыв внутри его корпуса, тем самым нанеся максимально возможный поражающий эффект. В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и в качестве топлива использует авиационный керосин. Двигатель позволяет ракете развивать максимальную скорость до 280 м/с и с имеющимся запасом топлива лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Бал» ракета Х-35 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. Запуск маршевого ТРДД производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 имеет систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения, которая обеспечивается за счет того, что на маршевом участке полета, до выхода ракеты в район цели, ракета летит на высоте не более 10-15 м над водной поверхностью. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета снижается до 4 м. Сверхмалая высота полета в сочетании с малой эффективной поверхности рассеивания самой ракеты значительно снижает вероятность обнаружения ракеты, а в случае обнаружения, затрудняет ее сопровождение и перехват имеющимися у противника средствами ПВО. Боевая работа с использованием ракет семейства Х-35 облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты. Ракеты семейства Х-35, предназначенные для береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в герметичных ТПК.

Модернизированная ракета Х-35У (Х-35УЭ)

В подвижном береговом противокорабельном ракетном комплексе «Бал» теперь может использоваться модернизированная ракета Х-35У с существенно улучшенными характеристиками. Ее система наведения дополнена системой спутниковой навигации. Активную радиолокационную головку АРГС-35 заменили на активно-пассивную радиолокационную ГСН типа «Грань-К», благодаря чему максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность полета Х-35У увеличена до 260 км. На маршевом участке полета ракеты может быть до четырех пунктов корректировки и смены маршрута, что еще больше повысило возможности ракеты по преодолению системы ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете островов, выступающих из воды остовов кораблей и т. п., атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной зоне.

Необходимо отметить, что советско-российская ПКР Х-35 в определенной мере похожа на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения. Зарубежные аналоги Х-35, такие как французская ПКР Exocet и американская Harpoon неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. Тем не менее, практика показывает, что ракеты типа Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.

Тактико-технические характеристики Х-35 (В скобках указаны характеристики Х-35УЭ)
Длина, м:
- корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4
- самолётного базирования: 3,85
Размах крыла, м: (1,33)
Диаметр ракеты, м: 0,42
Стартовая масса, кг:
- корабельного/берегового базирования: 600 (670)
- вертолётного базирования: 610 (650)
- самолётного базирования: 520 (550)
Двигатель: ТРДД
Топливо: авиакеросин
Система наведения: активная радиолокационная ГСН (БИНС + СН + АПРЛГСН)
Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа
Масса боевой части, кг: 145
Дальность пуска, км: до 130 (Х-35), до 260 (Х-35У).
Высота полёта, м:
- на маршевом участке: 10-15
- на конечном участке: 3-4
Скорость полёта: 0,8-0,85 М