http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/RIM-162-ESSM-02.jpg

Корабельный ЗРК «Sea Sparrow» был принят на вооружение американских ВМС в 1967 году и вскоре стал одним из наиболее распространенных ЗРК морского базирования. Не удивительно, что его глубокая модернизация заинтересовала многие страны.
Базовый ЗРК «Sea Sparrow» малой дальности включал ЗУР RIM-7, систему обнаружения, систему управления огнем (СУО), пусковое оборудование. Разработка замены корабельной ЗУР малой дальности RIM-7 Sea Sparrow была начата в 1988 году со стадии разработки концепции компаниями «Hughes Aircraft» и «Raytheon».

СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСА

Система обнаружения ЗРК «Sea Sparrow» включает РЛС обнаружения и ЭВМ, обеспечивает поиск целей на дальностях до 220 км, опознавание и одновременное сопровождение до 62 из них, выдачу данных целеуказания в СУО. Автоматизированная СУО включает РЛС подсветки цели, а также телевизионную камеру, используемую при переходе на командное наведение в условиях сильных радиопомех. В пусковое оборудование базового комплекса входила поворотная пусковая установка Mk.29 на восемь ЗУР, механизмы заряжания. Вслед за базовой модификацией «Sea Sparrow» (BPDSMS) появились усовершенствованный «Sea Sparrow» (IPDSMS), «NATO Sea Sparrow» (NSSMS), «NATO Sea Sparrow» с вертикальным пуском (SGMLVS). Последний получил модульную установку вертикального пуска (УВП) Mk.48, расширившую возможности размещения ЗРК на кораблях различных классов и различного водоизмещения, позволившую сократить время реакции ЗРК, увеличить темп пусков ракет. Соответственно менялись модификации ЗУР RIM-7.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/RIM-162-ESSM-01.jpg

С 1988 года в США велись работы по более глубокой модернизации комплекса. Центральным объектом стала ракета ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile - «усовершенствованная ракета «Sea Sparrow»), предназначенная для перехвата сверхзвуковых противокорабельных ракет, низколетящих самолетов и вертолетов при увеличении дальности поражения и - что немаловажно - совместимая со всеми пусковыми установками «Sea Sparrow». Технический облик новой ракеты прорабатывался на конкурсной основе компаниями «Hughes Aircraft» и «Raytheon». В 1995 году был выбран вариант «Hughes Aircraft», однако «Raytheon» продолжила участие в проекте, а с приобретением в 1997 году ракетного производства «Hughes Aircraft» стала основным подрядчиком.

В 1997 году начались пробные пуски ракет ESSM из УВП, в сентябре 1998-го - летные испытания с перехватом беспилотных мишеней. Интерес к проекту проявили многие страны, на чьих кораблях стояли ЗРК «Sea Sparrow», - Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, ОАЭ, Турция, ФРГ, Япония. Их участие позволило сократить расходы на проект Однако технические проблемы с новым автопилотом и приводами управления все же повысили его стоимость и задержали работы. Войсковые испытания на американских боевых кораблях начались в июле 2002 года и велись до сентября 2003-го. В октябре 2003 года испытания провели Королевские ВМС Австралии. С февраля 2004 года первые серийные ЗУР ESSM, получившие обозначение RIM-162A, поставлялись на корабли ВМС США, в августе того же года боевые стрельбы ЗУР RIM-162 ESSM провели ВМС ФРГ Увеличение дальности пуска до 50 км перевело «Sea Sparrow» с ракетой RIM-162 ESSM в разряд комплексов средней дальности.

НОВАЯ РАКЕТА

Зенитная ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) - американская зенитная ракета класса «корабль-воздух» средней дальности, оснащённая полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Является развитием ЗУР RIM-7 Sea Sparrow, используется также и для обеспечения противоракетной защиты кораблей. Год принятия на вооружение - 2004 год. Производится корпорацией Raytheon. Ракета RIM-162 ESSM оснащена четырьмя низкими ребрами (килями), крестообразными хвостовыми рулями малого удлинения и дестабилизаторами. Головная часть диаметром 203 мм несет пассивную радиолокационную ГСН, аналогичную ракете RIM-7R новые автопилот и аппаратуру системы управления. Внутри переходного конуса находится осколочно-фугасная боевая часть. Двигательный отсек диаметром 254 мм вмещает усиленный твердотопливный двигатель Mk.143 Mod 0, быстро разгоняющий ракету до сверхзвуковых скоростей. Наведение на цель производится по отраженному лучу РЛС подсветки цели. Управление по углам тангажа и рыскания осуществляется отклонением вектора тяги. Вместе с конструкцией фюзеляжа это допускает быстрый разворот ракеты на цель и энергичное маневрирование с перегрузками до 50g.

РАКЕТЫ И ПУСКОВЫЕ УСТАНОВКИ

Четыре ракеты RIM-162 ESSM помещаются в контейнер («пакет») Mk.25, который загружается в ячейку УВП Mk.41. Такими УВП вооружаются корабли, оснащенные информационно-управляющей системой AEGIS, объединяющей трехкоординатную РЛС типа AN/SPY-1, цифровую СУО и каналы связи для получения данных целеуказания от вышестоящего звена управления. УВП Mk.41 может развертываться в восьми различных конфигурациях: от отдельного модуля на 8 ячеек до 16 со 128 ячейками. Для вооружения кораблей, лишенных системы AEGIS, предназначена ЗУР модификации RIM-162B. При этом комплекс ESSM совместим с автоматизированной системой боевого управления SEWACO с РЛС APAR, с СУО 9LV453 «Гелсиус». Модификация RIM-162C используется с УВП Mk.48. Последняя известна в четырех модификациях: палубная Mod.0; Mod.1, которая может монтироваться на переборке; Mod.2, монтируемая в надстройках; Mod.3 для кораблей малого водоизмещения.

Малый поперечный габарит RIM-162 ESSM позволил размещать на тех же ПУ больше ЗУР Так, 2-ячеистая Mk.48 Mod.0 вмещает 2 ракеты RIM-7VL или 4 RIM-162С, Mod.2 - 16 или 32, Mod.3 - 6 или 12. Для вооружения RIM-162 ESSM кораблей малого водоизмещения служит также модульная УВП Mk.56. Количество ЗУР RIM-162 ESSM на одной установке может варьироваться от 2 до 16. ЗУР RIM-162D используется со старой поворотной ПУ Mk.29 модификаций Mod.4 и Mod.5 комплекса «Sea Sparrow». ЗУР заряжаются в ПУ Mk.29 по одной. Ракета RIM-162 предложена и в «наземном» варианте - как элемент самоходного ЗРК средней дальности. Так, в 2012 году «Raytheon» совместно с польской WZU представила ЗРК «Пеликан» с размещением трех RIM-162 на пусковой установке 2П25 советского ЗРК 2К12 «Куб».

Тактико-технические характеристики RIM-162A ESSM
Стартовая масса: 280 кг
Длина ракеты: 3,66 м
Диаметр: 0,254 м
Дальность действия: ~ 50 км
Двигательная установка: РДТТ Mk.143 Mod.0
Скорость полёта: более 4 М
Располагаемая перегрузка: 50 g
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса БЧ: 39 кг
Пусковая установка: вертикальная ПУ Mk.41 VLS кораблей системы AEGIS
Количество ракет на ПУ - 4 на одну ячейку