http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/AIM-54-Phoenix-01.jpg

Среди главных задач палубной авиации - завоевание превосходства в воздухе и защита авианосных группировок уже на дальних подступах. Когда в 1960-е годы в США занялись дальним палубным истребителем-перехватчиком, в комплекте с ним разрабатывали ракету воздушного боя большой дальности. В 1960 году начались опытно-конструкторские работы по авиационной управляемой ракете (УР), первоначально обозначенной AAM-N-11 и предназначенной для вооружения палубной модификации истребителя F-111B. УР должна была поражать цели (противокорабельные ракеты, их самолеты-носители, истребители) не только на больших - около 100 морских миль - дальностях, но и в широком диапазоне высот.

В 1962 году в качестве разработчика ракетного комплекса была выбрана компания «Hughes Aircraft». В 1963-м ракете присвоили имя «Phoenix» и (в связи с общим изменением обозначений) индекс AIM-54. Летные испытания высокоскоростной «дальнобойной» управляемой ракеты начались в 1965 году. До 1973-го успели провести 53 пуска. За это время от использования на флоте истребителей F-111 отказались - как, кстати, и от планов вооружить УР AIM-54 Phoenix самолет U-2. УР AIM-54 Phoenix в сочетании с бортовой станцией наведения и управления оружием AN/AWG-9 стала ключевым элементом нового авиационного комплекса на основе палубного истребителя F-14 Tomcat. Испытательные пуски с F-14 ВМС провели в апреле - декабре 1972 года. В это же время AIM-54 Phoenix продали Ирану. В 1973 году «Hughes Aircraft» получила контракт на серийное производство ракет AIM-54 Phoenix и станций AN/AWG-9. Официально авиационно-ракетный комплекс принят на вооружение в марте 1975 года.

КОМПЛЕКС «ФЕНИКС»

Управляемая ракета AIM-54 Phoenix построена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными крылом и рулями. В головной части ракеты установлены головка самонаведения (ГСН) и аппаратура управления, в средней - осколочно-фугасная боевая часть, за ней - твердотопливный ракетный двигатель Rocketdyne Flexadyne Mk.47, далее - гидравлические приводы рулей. Фюзеляж имел теплоизоляционное покрытие, не лишнее при скоростях полета более 4 Махов. Система наведения - комбинированная. На начальном и среднем участках траектории ракета наводилась по полуактивному принципу - на отраженное от цели излучение РЛС станции наведения. На конечном участке - на удалении около 16-18 км от цели - импульсно-доплеровская радиолокационная ГСН ракеты переходила в активный режим самонаведения.

Минимальная дальность захвата цели ГСН - 3,7 км. Предпочтительны были полет на большой высоте и атака цели с пикирования. Подрыв боевой части производился радиолокационным, инфракрасным неконтактным или контактным взрывателем. Шесть ракет AIM-54 Phoenix подвешивалось под крылом и фюзеляжем истребителя F-14A Tomcat, оснащенного пусковыми устройствами LAU-93 и станцией AN/AWG-9. Последняя включала импульсно-доплеровскую РЛС с дальностью действия до 180-240 км, позволяющую одновременно отслеживать до 24 целей и наводить по одной ракете на шесть из них - такая «многозадачность» авиационного ракетного комплекса была реализована впервые.

МОДИФИКАЦИИ

В 1977 году начаты работы по модернизации ракеты с целью повышения возможностей поражения высокоманевренных целей на больших высотах, целей на фоне земной и водной поверхности, групповых целей в плотных боевых порядках. Вакуумные радиоэлектронные элементы заменялись твердотельными, что позволяло сократить затраты электроэнергии и улучшить показатели надежности. Аналоговые вычислительные устройства заменяли цифровыми. Улучшали помехозащищенность. Летные испытания начались в 1979 году, и в 1986-м была принята модификация AIM-54C (модификация AIM-54B серийно не производилась). Наведение на начальном и среднем участке траектории осуществляется командно-инерциальной системой на основе бортовой ЦВМ и дополнительно установленной бескарданной гиростабилизированной платформы. В ГСН передатчик на основе клистрона заменен твердотельным, работающим в режиме линейной частотной модуляции. Повысились возможности выделения сигнала от целей и распознавания характера цели. В приемопередатчик введены средства компенсации аберрационных искажений, вносимых носовым обтекателем при значительных отклонениях координатора ГСН - например, при большой разности высот ракеты и цели. Двигатель - твердотопливный Aerojet Mk.60 Mod.0. Производство AIM-54C продолжалось до 1993 года. Следующий этап модернизации начался в 1988 году.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/AIM-54-Phoenix-02.jpg

В ГСН введена антенна с уменьшенным уровнем боковых лепестков диаграммы направленности, снижен коэффициент шума. В 1990 году проходят испытания варианты, известные как AIM-54C+ и AIM-54C ЕССМ. В результате принята модификация AIM-54 ECCM/Sealed («радиоэлектронной защиты/ герметизированная»). В 2002 году ВМС США решили снять оставшиеся управляемые ракеты AIM-54C и AIM-54 ECCM/Sealed с вооружения, что и было сделано официально в сентябре 2004-го, даже раньше, чем сняли с вооружения носители этих ракет - истребители F-14 Tomcat. Иран в 2013 году представил управляемую ракету «Fakour-90» класса «воздух - воздух», разработанную, видимо, как развитие AIM-54 Phoenix.

Технические характеристики AIM-54 Phoenix
Максимальная дальность пуска, км 185
Максимальная высота поражения цели, м 24800
Максимальная скорость полета, М_4,1 M
Система наведения - комбинированная - полуактивное и активное РЛ самонаведение
Двигатель РДТТ - Aerojet Mk.60 /Rocketdyne Flexadyne Mk.47
Стартовая масса ракеты, кг 454
Масса боевой части, кг 61
Тип боевой части - осколочно-фугасная Mk.82
Длина ракеты, мм 3900
Диаметр фюзеляжа, мм 380
Размах крыла, мм 914