Первые ракеты класса «воздух-воздух» французской фирмы «Matra» имели радиокомандную систему наведения. В 1957 г. была принята на вооружение ракета Матра R-510. Она оснащалась довольно редко встречающейся системой наведения — оптической системой самонаведения. В головке самонаведения был помещен фотоэлемент, реагирующий на отличную от фона степень освещенности цели. В 1956 г. начались испытания ракеты R.511 Matra, оснащенной полуактивной ГСН. Ракета была создана по аэродинамической схеме «утка». В 1962 г. во Франции принята на вооружение ракета Матра R.530, созданная на базе ракет R.510 и R.511.
Управляемая ракета класса "воздух-воздух" R.530 предназначена для поражения высотных скоростных воздушных целей. Принята на вооружение в 1963 году. До конца 1978 года было произведено около 4000 ракет. Выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными треугольными крылом и оперением, твердотопливным двигателем, осколочно-фугасной боевой частью массой 27 кг. Может оснащаться взаимозаменяемыми полуактивной радиолокационной или тепловой головками самонаведения.
Модификация R.530F оснащена полуактивной радиолокационной ГСН AD26 с коническим сканированием, осколочно-фугасной БЧ массой 30 кг. Принята на вооружение в 1980 году. Серийное производство продолжалось до 1985 года.
Она оснащалась двумя взаимозаменяемыми ГСН — инфракрасной и полуактивной радиолокационной. Ракета предназначена для поражения целей на средних высотах на встречнопересекающихся курсах.
Ракета R.530 Matra имеет аэродинамическую схему «утка». Длина ракеты 3284 мм. Диаметр корпуса 263 мм. Размах крыла 1103 мм. Стартовый вес ракеты 195 кг. Боевая часть стержневая. Ее вес 30 кг. Ракета развивает максимальную скорость 2600 км/ч. Высотный диапазон применения ракеты — до 21 км. Дальность стрельбы — до 18 км.
Ракета R.530 Matra получила широкое распространение во Франции и других странах. Ею были вооружены самолеты «Мираж» NIC, «Супер Мистэр» В.2, F-8E, F-104 «Крусейдер» «Старфайтер» и др. Ракета поставлялась в Великобританию, Израиль, Австралию и ЮАР.
С 1971 г. фирма «Matra» работала над модернизацией R.530 Matra. В 1977 г. она выпустила пробную партию модернизированных ракет R.530D, которые получили название Matra Super, или просто «Super». Ракета R.530D Matra имела полуактивную импульсно-доплеровскую радиолокационную ГСН и блок цифровой обработки информации.
Аэродинамическая схема нормальная самолетная с крылом большой протяженности по хорде и управляемым стабилизатором в хвостовой части. Полная длина ракеты 3,8 м, диаметр корпуса 263 мм, размах стабилизатора 880 мм. Стартовый вес ракеты 265 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 31 кг.
Ракета R.530D Matra оснащена двумя двигателями, работающими на смесевом топливе. Максимальная скорость ракеты достигает 4 М. Высота применения — до 24 км. Ракета способна перехватывать цели, летящие с превышением над носителем до 10 км. Максимальная перегрузка ракеты при маневрировании — 30 д. Дальность стрельбы до 40 км.
Модификация R.530D оснащена крылом малого удлинения, обеспечивающим внутреннее размещение ракеты, двухрежимным твердотопливным двигателем, моноимпульсной полуактивной радиолокационной ГСН AD26CW с лучшей помехозащищенностью и возможностью применения по маловысотным целям.
Ракета R.530D Matra принята на вооружение в 1987 г. Ею вооружены истребители «Мираж» III, «Мираж» F.1, «Мираж» 2000 и F-8E.
Ракеты различных модификаций поставлялись также в Австралию, Аргентину, Бельгию, Бразилию, Венесуэлу, Габон, Египет, Заир, Индию, Ирак, Колумбию, Кувейт, Ливию, Пакистан, Швейцарию и ЮАР.