http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Thresher-Permit-class-01.jpg

Атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class - серия из 14 ударных подводных лодок, находившихся на вооружении в ВМС Соединенных Штатов с начала 1960-х годов до 1996 года. После гибели головной лодки SSN-593 «Thresher», всю серию стали называть по имени второй АПЛ - USS «Permit». В 1956 году, по инициативе начальника штаба ВМС США адмирала Арли Берка, Комитетом по подводной войне (Committee on Undersea Warfare) Национальной академии наук был начат исследовательский проект «Нобска». В результате были созданы несколько типов глубоководных сверхмалошумных подводных лодок с гидроакустическими станциями дальнего действия.

Одним из таких типов были атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class (SSN - Ship Submarine Nuclear - «подводный атомный корабль»), предназначенные для борьбы с советскими субмаринами и созданные для замены устаревших подлодок типа Skipjack class. Заказ на изготовление первой лодки серии получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года. Закладка АПЛ «Thresher» состоялась 28 мая 1958-го. Спуск на воду - 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961-го под командованием коммандера Дина Л. Эйзена. Остальные 13 АПЛ были заложены с июля 1959 по апрель 1961 года и вошли в строй в 1962-1967 годах. Кроме Портсмутской верфи АПЛ этой серии строили: Военно-морская верфь Мар-Айленд (шт. Калифорния), «Ingalls Shipbuilding» (шт. Миссисипи), «Newport News Shipbuilding» и подразделение «General Dynamics» - компанией «Electric Boat».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class имели ядерный реактор S5W, уже показавший свои достоинства на подлодках типа Skipjack class. Конструкция новой субмарины была радикально переработана. USS «Thresher» имел в носовом отсеке большую сферическую гидроакустическую станцию (ГАС). Торпедные аппараты были размещены у миделя, в центральной части корпуса, - по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки (как у лодок типа USS Tullibee и Sturgeon class). Такое размещение гидролокатора было оптимальным для обнаружения целей на большом расстоянии. Горизонтальные рули расположили на ограждении рубки, чтобы обеспечить лучшие условия работы гидроакустической аппаратуры, расположенной в носу подлодки. АПЛ типа Thresher class имели самую маленькую рубку среди американских лодок. Это снижало сопротивление воды, позволяя достигать в подводном положении скорости в 33 узла.

Но маленькая рубка создавала проблемы в размещении перископов и мачт с датчиками. Кроме того, затрудняла управление в надводном положении при сильном волнении. Поэтому на последних АПЛ этого типа рубка была увеличена. Первоначально на эти субмарины устанавливался пятилопастной винт. Но из-за его взаимодействия с турбулентным следом от рубки и рулей глубины возникал дополнительный шум. Проблему решили, заменив гребной винт на семилопастной. Правда, это снизило скорость до 28-29 узлов. Как и на подлодках «Skipjack», на АПЛ типа Thresher/Permit class использовали сталь повышенной прочности - HY-80 (с пределом текучести 56-60 кг/ мм), но усовершенствование конструкции корпуса позволило увеличить испытательную глубину погружения до 400 м.

АКУСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ

В носовом отсеке располагалась ГАС AN/BQQ-2. AN/BQR, которая позволяла достигать точности обнаружения цели 0,1 и выдавать целеуказания при торпедных атаках. Дальность обнаружения дизельной ПЛ составляла 15-20 миль. При модернизации лодок в конце 1970-х годов ГАС заменили на BQQ-5 с новыми мощными датчиками обнаружения низких частот. Первоначально лодки вооружались противолодочными торпедами Mk.37. В конце 1960-х их заменили на более совершенные Mk.48. Были добавлены ядерные противолодочные ракеты UUM-44 SUBROC (в конце 1970-х годов замененные противокорабельными ракетами UGM-84 Harpoon).

СЛУЖБА

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Thresher-Permit-class-02.jpg

Лодки типа Thresher/Permit class несли службу во многих морях мирового океана в течение тридцати лет - с 1961 по начало 1990-х годов. Служба АПЛ была отмечена несколькими инцидентами. Так, 10 мая 1962 года, за две недели до ввода в строй ВМФ США, вторая лодка проекта - USS Permit (SSN-594) - в районе островов Фараллон столкнулась с грузовым судном «Гавайен Ситизен». 10 апреля 1963 года АПЛ SSN-593 «Thresher» погибла в море в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код при проведении глубоководных погружений. Целью погружения была проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м). На субмарине находилось 16 офицеров, 96 членов экипажа и 17 гражданских инженеров, наблюдающих за работоспособностью ее механизмов во время погружений. Лодка не смогла всплыть по причине остановки реактора, стала неконтролируемо погружаться и была раздавлена давлением на глубине 760 м. Корпус лодки распался на шесть больших частей и опустился на дно на глубину 2560 м. Расследование гибели АПЛ SSN-593 «Thresher» выявило множественные случаи нарушения технологии при изготовлении, использования некондиционных материалов, плохого контроля качества и даже вероятных умышленных диверсий на американских верфях. Из-за обнаруженных в ходе дополнительных проверок дефектов в оборудовании и низкого качества работ был задержан ввод в строй 31 атомной подводной лодки, находившихся на тот момент в постройке.

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение на глубине около 61 м АПЛ USS Gato (SSN-615) с советской лодкой К-19. USS Gato (SSN-615) была первой атомной подводной лодкой, обогнувшей Южную Америку, пройдя Магелланов пролив, и первой прошедшей через Панамский канал. С 1988 по 1996 год все лодки (кроме погибшей SSN-593 «Thresher») были списаны и переработаны по программе утилизации атомных судов.

Технические характеристики АПЛ Thresher/Permit class
Экипаж, чел.: 112
Водоизмещение, т:
- надводное: 3210
- подводное: 3420
Размерения, м:
- длина: 85
- ширина: 9,8
- осадка: 7,9
ГЭУ: реактор с водяным охлаждением под давлением «Westinghouse» S5W PWR, две паровые турбины мощностью 11,2 МВт
Скорость, узлов:
- надводная: 15
- подводная: 28
Глубина погружения, м: рабочая: 400
Вооружение:
- 4 х 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Mk.48
- 4-6 противолодочных ракет UUM-44 SUBROC или четыре ракеты UGM-84 Harpoon с подводным стартом