http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/ASDS-01.jpg

Наиболее известными на сегодня групповыми подводными носителями, являются американские носители мокрого типа семейства SDV Mark VIII. Примененная в названии этого аппарата аббревиатура SDV - это сокращение от SEAL Delivery Vehicle, что можно перевести с английского как «Средство доставки военнослужащих военно-морского спецназа», ну или еще более просто и живо - «Средство доставки «морских котиков». В значительной мере, впрочем, их популярность и узнаваемость - это не их собственная заслуга, они обеспечены за счет той известности, которую заслужили себе их эксплуатанты - бойцы американского военно-морского спецназа, широко известные как «морские котики». Такое название американские «водоплавающие» спецназовцы получили из-за аббревиатуры SEAL, поскольку в английском языке словом «seal» называют то симпатичное морское животное, которое известно нам как морской котик (иногда употребляют вариант «тюлени», но это не совсем верно).

В интересах заокеанского военно-морского спецназа в течение нескольких десятилетий создавались и были приняты на вооружение целый ряд образцов таких групповых подводных носителей, а с 1995 года на вооружении военно-морского спецназа Соединенных штатов, а также боевых пловцов Великобритании находится групповой подводный носитель типа SDV Mark VIII Mod 1. Он позволяет транспортировать 9-узловой скоростью на дальность до 36 миль (около 66,7 км) шесть человек, из которых двое, размещаемые впереди, являются водителями данного подводного аппарата (по некоторым данным, максимальная нагрузка аппарата составляет восемь человек, но это сомнительно). Силовая установка этого носителя включает аккумуляторную батарею на серебряно-цинковых аккумуляторах (с возможностью зарядки на борту атомной подводной лодки-носителя), малошумный электромотор и гребной винт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/ASDS-02.jpg

В отличие от первого варианта, Mod 0 (принят на вооружение ВМС США в 1975 году), упомянутый групповой подводный носитель имеет корпус, выполненный преимущественно из алюминиевых сплавов, больший внутренний объем, иную систему управления по глубине (с дифферентными цистернами взамен системы перемещения груза), а также оснащен более современным электронным оборудованием, которое размещается в водонепроницаемых контейнерах и включает средства навигации, включая приемник сигналов спутниковой системы GPS, доплеровский гидролокатор, защищенный канал связи, новые жидкокристаллические индикаторы и пр. Примечательно, что в рамках модернизации вышеуказанных групповых подводных носителей американские военные поставили на них более современные и энергоемкие литий-ионные аккумуляторы. А ведь именно такие аккумуляторы стали в свое время причиной выхода из строя и последующего списания новейшей сверхмалой подводной лодки типа ASDS, которая должна была радикально повысить боевой потенциал Командования сил специальных операций ВМС США.

ASDS - это аббревиатура от Advanced SEAL Delivery System, что можно перевести с английского как «Модернизированная система доставки военнослужащих военно-морского спецназа», то есть тех самых знаменитых «морских котиков», о которых мы уже упоминали ранее. Согласно планам Командования сил специальных операций ВМС США, сверхмалые субмарины данного типа должны были постепенно заменить в отрядах «морских котиков» групповые подводные носители семейства SVD. Причем ввиду своих существенно более высоких тактико-технических характеристик и особенностей конструкции (в частности, мини-подлодка ASDS относилась к так называемому сухому типу, т.е. боевые пловцы сидели в ней не в воде, одетые в спецсредства, а находились в сухом отсеке), новые «морские коньки» американского морского спецназа должны были значительно поднять его боевой потенциал и расширить спектр решаемых им задач.

Особо при этом следует упомянуть тот факт, что если групповой подводный носитель типа SDV Mark VIII Mod 1 мог брать на борт максимум шесть человек (два водителя и до четырех боевых пловцов с личным оружием, либо два-три боевых пловца с набором различного снаряжения и вооружения, включая магнитные мины и подрывные заряды), то сверхмалая подводная лодка ASDS могла взять на борт уже полноценный отряд спецназа численностью до 16 боевых пловцов, не считая двух водителей этой «сверх-малютки» (плюс запас вооружения и снаряжения, который за счет сокращения численности боевой группы можно было еще и увеличить). Существенно различалась и максимальная дальность, на которую «подводные колесницы» SDV и ASDS могли доставить находящихся в их металлическом чреве «морских котиков»: соответственно 18 и 125 морских миль, т.е. около 33,3 км и 231,5 км соответственно. USS Greeneville и USS Charlotte (SSN-766) - две подводные лодки, которые в настоящее время настроены и сертифицированы для размещения ASDS. Кроме того, ВМС США планировали модифицировать четыре SSBN класса Огайо, которые планировалось преобразовать в SSGN, для перевозки до двух транспортных средств ASDS каждый.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/ASDS-03.jpg

Фактически программа создания мини-подлодки ASDS стала в свое время одним из наиболее амбициозных проектов, осуществлявшихся в интересах Командования сил специальных операций ВС США. «Система Advanced SEAL Delivery System (ASDS), представляющая собой гибридный боевой подводный аппарат, является одной из крупнейших инвестиций Командования сил специальных операций США», - указывалось в специальном докладе, направленном в мае 2007 года в подкомитет по новым угрозам и возможностям Комитета по делам Вооруженных сил Сената США. Однако в конечном итоге эта грандиозная программа закончилась не менее грандиозным фиаско, виной чему стало решение заменить на мини-подлодке поставленные на ней изначально хорошо зарекомендовавшие себя в ходе многолетней эксплуатации серебряно-цинковые аккумуляторные батареи на более энергоемкие, но и более капризные, как оказалось в итоге, литий-ионные батареи. Производитель, компания «Yardney Technical Products», поставил такие батареи в 2005 году по контракту на 9,3 млн долларов, а всего на работы по замене батарей с 2000 года флот потратил 26 млн долларов.

И вот, 9 ноября 2008 года, в тот момент, когда мини-субмарина ASDS, находившаяся в то время в совместной эксплуатации Военно-морских сил и Командования сил специальных операций Вооруженных сил США, стояла под зарядкой аккумуляторной батареи на специальной станции на территории военно-морской базы Перл-Харбор, неожиданно раздался взрыв, после чего возник сильный пожар. Потушить последний, как писали американские средства массовой информации, пожарникам с большим трудом удалось только через шесть часов. Причем после того, как пламя удалось погасить, горемычная мини-подлодка еще в течение более двух недель стояла, будучи герметично закрытой, и лишь затем американские моряки рискнули открыть люк субмарины и заглянуть внутрь. Что они там при этом увидели, и какие слова произнесли, догадаться не трудно. Ремонт «чудо-оружия» был оценен в 237 млн долларов, что существенно превышало бюджет Командования сил специальных операций Вооруженных сил США на эту программу на текущий финансовый год - 180 млн долларов.

«Литий-ионные аккумуляторные батареи могут быть довольно опасны, но все же они многократно безопасно использовались до этого момента, пройдя через множество рабочих циклов», - приводил слова неназванного представителя Министерства обороны США в своей статье, опубликованной в декабре 2008 года, журналист газеты Navy Times Кристофер Кавас. «Это почти наверняка был процедурный вопрос, - вторил ему другой зарубежный эксперт, пожелавший, судя по всему, остаться анонимным. - Как и в большинстве случаев, ситуация будет безопасной, если вы будете следовать процедурам. Но если вы не будете следовать процедурам, могут произойти вещи, которых вы не ожидаете».

В результате этого происшествия супернавороченная мини-субмарина, выгоревшая, судя по всему, дотла, была списана в утиль, а еще через год программа, уже обошедшаяся налогоплательщикам в 900 млн долларов, была закрыта. Хорошо еще, что в момент взрыва на борту сверхмалютки или рядом с ней никого не оказалось. Обошлось без жертв. Пострадала только репутация американского флота и командования спецназа. В заключение добавим, что в целях обеспечения эффективной деятельности подразделений военно-морского спецназа кроме тех подводных технических средств и сверхмалых подлодок, о которых было упомянуто выше, существуют и другие образцы военно-морской техники спецназначения, некоторые из которых можно даже с полным основанием назвать экзотическими. Это к примеру, надводно-подводные катера, способные осуществлять движение как в надводном, так и в полупогруженном положении. Впрочем, это уже тема отдельного материала.