http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/Type-209-submarine.jpg

Дизель-электрические подводные лодки проекта 209 считаются одними из самых удачных проектов неатомных субмарин конца XX - начала XXI века. До 2017 года лодки проекта 209 были поставлены в 14 стран мира. К середине 1960-х годов во многих странах остро встала проблема замены подводных лодок, выпущенных в период Второй мировой войны, современными. В 1967 году немецкая верфь «Ховальдверке» (г. Киль) получила контракт на производство четырех субмарин для ВМС Греции. За Грецией последовали Аргентина (в 1969 году), Перу и Колумбия (в 1970-м), Турция (1971), Венесуэла (1972). Занятно, что в немецком флоте эти субмарины не служили.

Проект подводной лодки типа 209 был разработан фирмой IKL во главе с Ульрихом Габлером и во многом основан на предыдущем немецком проекте - «Type 206» с модифицированным оборудованием. Конструкция лодки - однокорпусная. Прочный корпус из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 толщиной 32 мм обеспечивает рабочую глубину 200 м, предельную - 500 м. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека. I - торпедный, жилой и центральный пост, II - вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III - дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Четыре батареи по 120 элементов расположены в передней и задней частях центрального поста на нижней палубе и занимают около 25 % внутреннего объема лодки. Две основных балластных цистерны с передними и задними подпорными баками позволяют лодке быстро погружаться. ГЭУ состоит из четырех дизелей MTU и четырех генераторов AEG. Гребной электродвигатель AEG приводит в действие через вал пяти- или семилопастной винт.

МОДИФИКАЦИИ
Было выпущено пять вариантов этой подводной лодки - 209/1100, 209/1200, 208/1300, 209/1400 и 209/1500 водоизмещением 1207 т, 1285 т, 1390 т, 1586 т и 1810 т соответственно. Новые варианты включали установку более совершенных и мощных дизельных двигателей, батарей с большим количеством элементов. Новое оборудование потребовало увеличения водоизмещения. В варианте 209/1500 оно больше первой модели почти на 50%. IKL и «Ховальдверке» предложили для Индии увеличенную подводную лодку - тип 209/2000, который примерно на 500 т больше, чем тип 209/1500. Проект пока не реализован. Кроме различного водоизмещения, разные варианты имеют другие особенности. Например, чилийский класс «Томпосон» (209/1300) имеет дополнительные люки, в первом отсеке и машинном отделении. Эти лодки оборудованы также более высокими мачтами для плавания в условиях высоких океанских волн. Бразильский класс «Тикуна» - модифицированный тип 209/1400 - оснащен дизелями более высокой мощности. Класс «Шишумар», созданный для Индии, уникален тем, что имеет интегрированную спасательную капсулу, разработанную IKL. Капсула позволяет разместить в ней весь экипаж и имеет восьмичасовой запас воздуха.

ВООРУЖЕНИЕ
Подлодки типа 209 имеют восемь 533-мм торпедных аппаратов. Боезапас - 14 торпед. Тип 209/1200, используемый Грецией и Южной Кореей, и турецкие лодки типа 209/1400 вооружены также ракетами «Суб Гарпун». Субмарины ВМС Южной Кореи могут быть вооружены 28 минами вместо торпед и ракет «Гарпун», индийские лодки могут перевозить 24 мины. Состав моделей торпед разнообразен и зависит от страны. Большинство лодок (Греции, Индии, Индонезии, Южной Африки, Южной Кореи) вооружены SUT (Surface and Underwater Target - торпеды для надводных и подводных целей) или SST-специальными торпедами для надводных целей (Аргентина, Перу, Турция на лодках 209/1200s, Венесуэла). Субмарины могут применять следующие торпеды: Mark 24 «Тайгерфиш» (Бразилия, а также класс «Превезе» тип 209/1400 в Турции), DM2A3 (Колумбия), «Блэкшарк» (Чили), mod А184.3 (Эквадор), DM2A4 (турецкий тип 209/1400) и Mark 37 (Аргентина). Бразильские лодки получили новые интегрированные боевые системы от «Локхид Мартин», чтобы использовать торпеду Mark 48.

В число стран, эксплуатирующих тип 209, входят Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Греция, Египет, Индия, Индонезия, Перу, Южная Африка, Южная Корея, Турция и Венесуэла. Все подводные лодки типа 209 остаются в эксплуатации, за исключением АКА «Сан-Луис» (S-32) - участницы Фолклендской войны, которая была списана в 1997 году. Первым заказчиком лодок проекта был греческий флот, который приобрел четыре субмарины типа 209/1100 и четыре подводные лодки типа 209/1200. Крупнейшим оператором лодок типа 209 стали турецкие ВМС, в которых используют шесть субмарин типа 209/1200 и восемь подводных лодок типа 209/1400.

Три новые субмарины типа 209/1400 были доставлены в Южную Африку в 2006 году Во время Фолклендской войны аргентинская подводная лодка типа 209/1200 «Сан-Луис» осуществляла боевое патрулирование. Во время движения в район боевых действий на подлодке вышла из строя система управления огнем. Тем не менее лодка сумела запустить по меньшей мере три проводные торпеды SST-4 mod 0 по британскому флоту. По причине неисправных гироскопов все торпеды ушли с назначенного курса. Последним заказчиком на подлодки этого типа стал Египет, который заказал две лодки типа 209/1400mod в 2011 году, а в 2014 году заказал еще две. 61-я субмарина проекта - S42 - была передана египетскому флоту в августе 2017 года.

Технические характеристики ДЭПЛ проета 209/1100 (209/1500)
Экипаж, чел.: 31 (36)
Водоизмещение, т: подводное: 1207 (1810)
Размерения, м:
- длина: 54,1 (64,4)
- ширина: 6,2 (6,5)
- осадка: 5,9 (6,2)
ГЭУ: 4 дизель-генератора в составе: 4 дизеля МТU 12V 396 SB83 мощностью 4 x 1250 л.с. (6100 л.с.)
и 4 генератора 4 х 900 кВт, гребной электродвигатель 4000 л.с.
Скорость, узлов:
- надводная: 11 (11,5)
- подводная: 21,5 (22,5)
Глубина погружения, м:
- рабочая:200
- предельная: 500
Вооружение: 8 ТА калибра 533 мм, 14 торпед или 24 морские мины, возможна установка ПКР «Суб Гарпун»