http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-122.jpg

Большие морские охотники проекта 122 - спроектированы в Горьковском ЦКБ-51 под руководством главного конструктора К.Д. Корнилова и использовались для эскортирования и действий по вызову вне районов баз и охраны водного района (ОВР). Строились корабли на заводе "Красный металлист" №340 в г. Зеленодольске (6) и на заводе "Ленинская кузница" №300 в г. Киеве (4). Головной корабль "Артиллерист" вошёл в строй Каспийской флотилии в 1941 году. Всего построено кораблей с 1941 г. по 1943 г. - 6 единиц. Четыре БМО заложенных на заводе № 300 были уничтожены при оставлении Киева нашими войсками в 1941 году.

Корпус корабля проекта 122 - однопалубный, стальной, сварной конструкции с максимальным применением секционной сборки и круглоскулыми обводами. Корпус набран по поперечной системе и подкреплен продольными ребрами жесткости, расположенными по днищу на расстоянии между собой 300-400 мм, по борту 350-600 мм и по палубе 300-450 мм. В районе 68-76 шп., между продольными ребрами жесткости в днищевой части корабля, укладывается балласт в количестве 7 тонн, состоящий из литых чугунных чушек, заливаемых жидким раствором гудрона, а на правом борту в районе 57-64 шп. укладывается дополнительный балласт в количестве 2,1 тонны. Для хранения топлива, воды и масла в корпусе корабля сделаны выгородки, образующие вместе с наружной обшивкой, платформами и переборками - топливные, водяные и масляные цистерны, а стенки и настил цистерн выполнены из листов толщиной 3-4 мм.

Палуба прямая с седловатостью в носовой части корпуса. Надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком, клепаной конструкции с применением однорядной и двухрядной клепки дюралюминиевыми заклепками диаметром 5 мм, расположена в носовой части. В надстройке на нижнем ярусе размещались радиорубка, офицерский гальюн, умывальник, сушильный шкаф, гальюн для экипажа, камбуз, шифр-пост, а на верхнем ярусе - агрегатная, запасная каюта, ходовая рубка. Над ходовой рубкой находился ходовой мостик. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Форпик, цепной ящик;
Кубрик №1 на 10 человек, кладовая мокрой провизии;
Погреб боезапаса №1, помещение артЗИПа;
Каюты офицеров, коридор №1, кают-компания, пост акустика;
Машинное отделение №1;
Машинное отделение №2, котельное отделение, гиропост;
Кубрик №2 на 16 человек;
Кубрик №3 на 10 человек;
Погреб боезапаса №2;
Румпельное отделение.

Корабль остается на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. В ходе испытаний на Каспийском море выявили недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту), что потребовало подкрепления корпуса. Рулевое устройство состоит из электроручной рулевой машины РЭР-2 с приводом Дэвиса, расположенной в румпельном отделении и одного балансирного руля. Перо руля сварное пустотелое, обтекаемого профиля с полостью заполненной смесью крошеной пробки с гудроном. Управление рулём осуществляется с трех постов, из которых: два электрических, установленны на ходовом мостике и в ходовой рубке, и один ручной - установлен непосредственно на машине. Рулевая машина обеспечивает перекладку руля на угол ±35°, при работе одним электродвигателем за 30 секунд и при работе двумя электродвигателя ми за 20 секунд. Кроме установленных на рулевой машине электрических путевых выключателей, рулевое устройство снабжено механическим ограничителем угла перекладки руля, а также клиновым колодочным тормозом.

Спасательные средства включают один 4-х вёсельный ял, расположенный на стальных сварных двухсторонних съемных ростр-балках на левом борту в районе 69-77 шп. Для спуска яла на воду, а также для подъема его на борт имеются две съемные поворотные шлюпбалки, устанавливаемые в заваливающиеся, по-походному, стандерсы. Кроме яла корабль комплектовался четырьмя резиновыми лодками типа ЛГ-12 и шестью спасательными кругами диаметром 760 мм. Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями 9Д с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, два дизеля установленные в носовом МО работали на бортовые валы, а третий установленный в кормовом МО работал на средний вал. Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода охотника составляла 22 узла. Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-15,5 мощностью по 15,5 кВт через два главных распределительных щита (ГРЩ). Устанавливались ДГ и ГРЩ по одному в носовом и кормовом МО, а система распределения электроэнергии - фидерная. Параллельная работа дизель-генераторов между собой и берегом не придусматривалась.

Вооружение кораблей проекта 122 состояло из:
- 1 одноствольного 76-мм универсального орудия 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенного на баке. Орудие комплектовалось броневым щитом. Заряжание орудия ручное из кранца первых выстрелов. Боезапас включал 218 выстрелов, подача выстрелов из погреба боезапаса осуществлялаь вручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Скорострельность установки до 20 выстрелов/мин, а живучесть ствола составляла 1800 выстрелов. Угол вертикального наведения от -5 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 813 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9,5 км. Масса установки 4950 кг.
- 4 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались два побортно в средней части и два побортно в корме. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Боезапас включал 4030 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- 1 бомбосбрасывателя в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- 1 бомбосбрасывателя в корме и 40 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Корабли комплектовались компасом, шумопеленгаторной станцией (ШПС) "Посейдон", дымоаппаратурой ДА-3 или дымовыми шашками МДШ. ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла. Корабли проекта 122 комплектовались дымаппаратурой ДА-3, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Тактико-технические данные БМО проекта 122
Экипаж: 41 человек (5 офицеров)
Водоизмещение:  стандартное 206 тонн, полное 221 тонна.
Длина наибольшая: 48,5 метра
Длина по КВЛ: 47 метров
Ширина наибольшая: 5,75 метра
Ширина по КВЛ:  5,4 метра
Высота борта на миделе: 3,4 метра
Высота борта у форштевня: 4,2 метра
Высота борта у транца: 3,5 метра
Осадка по корпусу: 1,8 метра
Силовая установка: 3 дизеля 9Д по 1100 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ по 15,5 кВт, постоянный ток 220 В
Скорость хода:  полная 22 узла, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 2000 миль при 12 узлах
Мореходность: 6-7 баллов
Автономность: 10 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х1 76-мм универсальное орудие 34-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 16 бомб ББ-1 и 40 бомб БМ-1
гидроакустическое: 1 ШПС "Посейдон"
радиотехническое: 1 радиопередатчик "Бриз", 1 радиоприёмник "Вихрь", 1 радиостанция "Рейд-И"
навигационное:  2 127-мм магнитных компаса ГУ, лаг ГО-3, 1 радиопеленгатор "Градус-К"
химическое: дымаппаратура ДА-3 или 10 дымовых шашек МДШ