http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/F122-Bremen-01.jpg

Фрегаты типа F122 Bremen («Тип 122») - серия из восьми кораблей, построенных в 1980-е годы немецкими судостроительными компаниями для борьбы, прежде всего - с подводными лодками противника. В конце 1976 года правительство ФРГ приняло решение о постройке 12 кораблей, которые должны были бороться с кораблями сопровождения и подводными лодками противника, а также эффективно противостоять авиации. Корабли предназначались для работы в высоких широтах (севернее 61 широты), т. к. по мнению специалистов НАТО в то время, главной задачей немецких ВМС было завоевание господства в Северо-Восточной Атлантике.

Серия строилась на замену устаревшим эсминцам класса «Fletcher» и фрегатам типа «Kiel», состоявшим на вооружении ВМС ФРГ. Фрегаты типа F122 Bremen стали немецким усовершенствованным вариантом голландского проекта «Kortenaer». С целью упрощения проектных работ, сокращения расходов на постройку и эксплуатацию, а также унификации систем вооружения проектирование велось совместно с Нидерландами в рамках работ по проекту многоцелевого «стандартного» (Standard Frigates) фрегата для ВМС Нидерландов (проект S), которые начались еще в 1974 году. Корпуса фрегатов с главной энергетической установкой (ГЭУ) строились на судостроительных верфях «Blohm + Voss», «AG Weser», «Nordseewerke», «Howaldtswerke-Deutsche Werft», а потом буксировались на завод фирмы «Bremer Vulkan AG», где на них устанавливались системы вооружения и электроника.

Первый корабль серии F207 «Bremen» вошел в состав Военно-морского флота Германии 7 мая 1982 года. Следующие корабли F208 «Niedersachsen», F209 «Rheinland-Pfalz», F210 «Emden», F211 «Köln», F212 «Karlsruhe», F213 «Augsburg» и F214 «Lübeck» построили с 1982 по 1990-й год. В связи окончанием холодной войны и по финансовым соображениям серию ограничили восемью кораблями, отдав в дальнейшем предпочтение фрегатам, построенным в рамках концепции МЕКО.

Корпуса фрегатов строились на судостроительных верфях, а потом буксировались на завод фирмы «Бремер Вулкан», где на них устанавливались системы оружия и электроника. Корпус корабля стальной сварной гладко-палубный, разделен на 16 отсеков водонепроницаемыми переборками. Непотопляемость обеспечивается при затоплении трех любых смежных отсеков. Набор - продольно-поперечный. Материал конструкций корпуса и надстройки - сталь с умеренными прочностными характеристиками. С целью уменьшения пожароопасности алюминиево-магниевые сплавы из конструкции корабля полностью исключены. Корабль малошумный, имеет очень хорошую звукоизоляцию и тихую силовую установку. Система стабилизации включает бортовые рули и скуловые кили. Рулевое устройство с электрогидравлическими приводами и полубалансирным рулем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/F122-Bremen-02.jpg

Для снижения гидроакустической заметности фрегаты позднее были оборудованы системами Masker и PRAIRIE, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (PRAIRIE). При использовании системы Masker кильватерный след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса. Система PRAIRIE создает облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал. Корабль, применяющий систему, имеет более бледный и более пенистый, чем обычно, кильватерный след. Впервые на немецких кораблях была примененная двухвальная комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ - CODOG. Она состоит из двух газотурбинных двигателей LM 2500 и двух дизельных двигателей, работающих попарно (турбины или дизели) на свои зубчато-планетарные редукторы. Газотурбинные двигатели обеспечивают кораблю скорость хода более 20 узлов, время выхода из холодного состояния в режим полного хода - 60 с. Совместно с дизелями газотурбинные двигатели не работают и переключаются посредством самосинхронизирующейся муфты без временных задержек и изменения скорости хода корабля. Дизели обеспечивают скорость хода до 20 узлов, что позволяет в силу их более высокого по сравнению с газотурбинными двигателями КПД повысить экономичность главной энергетической установки и сохранить моторесурс турбин.

На корабле установлены пятилопастные винты регулируемого шага диаметром 4,2 м, которые имеют низкий уровень шума и вибрации. В целях снижения шумовибрационных характеристик корпуса двигателей, заборные и выхлопные патрубки турбин и камер сгорания покрыты специальными звукоизоляционными и шумопоглощающими материалами. Электроэнергетическая установка состоит из четырёх дизель-генераторов суммарной мощностью 3000 кВт (трехфазный ток, 440 В, 60 Гц). Главная энергетическая установка легко доступна для технического обслуживания и ремонта. Для демонтажа и замены дизелей достаточно снять звукоизоляционные кожухи. Новые агрегаты ГТД или его основные узлы устанавливаются через воздухозаборные шахты с помощью специальных направляющих. Автоматизация всех процессов управления главной энергетической установкой, наличие вспомогательных механизмов и систем позволяют осуществлять дистанционный контроль и выбор режимов работы главных двигателей, электростанций и систем обеспечения живучести из боевой рубки или с местных постов управления

ВООРУЖЕНИЕ

Несмотря на то, что основным предназначением типа F122 Bremen была борьба с подводными лодками, состав вооружения данных фрегатов позволяет решать более разнообразные боевые задачи. Боевое программное обеспечение для фрегатов F122 Bremen было специально разработано компанией STN ATLAS Elektronik. Система вычисляла и оценивала данные о каждой цели и автоматически выбирала оптимальное оружие для поражения. Так, 76-мм артиллерийский комплекс «Oto Melara» 7,6 cm L/62 Sk 76/62 Compact способен эффективно поражать наземные цели. Для борьбы с надводными кораблями предназначены противокорабельные ракетные комплексы RGM-84 Harpoon и два двухтрубных торпедных аппарата Mk.32 mod.5. Используется широкий спектр средств отражения воздушного нападения: ЗРК «Sea Sparrow» (16 ракет RIM-7), 2 х 21 Mk.49 RAM (ракеты RIM-116А), два 27-мм артиллерийских комплекса «Mauser» MLG27. Но главное - это «электронная начинка» фрегата: боевая информационно-управляющая система SATIR, системы управления стрельбой WM-25, двухкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей DA-08, навигационная РЛС 3RM 20, комплекс активных и пассивных средств радиопротиводействия, а также гидроакустическая станция DSQS 21 BZ и система противоторпедной защиты SLQ;25 Nixie. Корабли несут по два вертолета ПЛО Sea Lynx Mk.88A. Для посадки вертолетов в штормовую погоду, корабли оснащены специальными системами посадки.

СЛУЖБА

Первые шесть фрегатов сформировали 4-ю эскадру фрегатов УРО. С вводом в строй F213 «Augsburg» и F214 «Lübeck» в 1989 и 1990 годах эскадра была разделена. F211 «Köln», F212 «Karlsruhe», F213 «Augsburg» и F214 «Lübeck» были переведены во 2-ю эскадру фрегатов. В январе 2006 года все восемь кораблей были снова переведены в 4-ю эскадру. Все корабли базировались в Вильгельмсхафене. С июля 2012 года начался процесс вывода фрегатов типа F122 Bremen из состава ВМФ и замены их новыми фрегатами «тип F125». На начало 2015 года в составе флота осталось только четыре фрегата F122 Bremen.

Основные характеристики
Водоизмещение 3750 тонн (полное)
Длина 130,5 м.
Ширина 14,5 м.
Осадка 6 м.
Двигатели CODOG, 2 дизеля MTU 20V956 TB92, 2 газовые турбины General Electric LM2500
Мощность Дизели: 10 390 л.с.
Турбины: 40 780 л.с.
Движитель 2 регулируемого шага
Скорость хода
- На дизелях: 20 узлов
- На турбинах: 30 узлов
Дальность плавания 4000 миль на 18 узлах
Экипаж 225
Вооружение
Радиолокационное вооружение:
- РЛС EADS TRS-3D/32 обнаружения воздушных целей,
- РЛС WM-25 обнаружения надводных целей и управления огнём,
- РЛС DA-08 обнаружения ВНЦ,
- РЛС Thales Nederland STIR-180 управления огнём
Радиоэлектронное вооружение - Система радиоразведки и перехвата FL1800S
Сонар: STN Atlas DSQS-23BZ
Артиллерия - 1 х OTO Melara 76-мм/62 Mk.75
Зенитная артиллерия - 2 х 1 Mauser MLG27 27-мм
Ракетное вооружение:
- 2 х 4 «Гарпун»
- 1 х 8 Sea Sparrow (16 ракет RIM-7)
- 2 х 21 Mk.49 RAM (ракеты RIM-116А)
Минно-торпедное вооружение 2 х 2 324-мм торпедных аппарата Mk.32 (8 торпед Mark 46 или DM4A1)
Авиационная группа - 2 х Sea Lynx Mk.88A