http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-264-01.jpg

Морские тральщики проект 264 - проектировались в ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ) под управлением главного конструктора А.Г. Соколова, а наблюдающим от ВМФ стал капитан 3 ранга В.Т.Кузьмин. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках в дальней зоне от баз. Тактико-техническое задание на разработку первого послевоенного советского морского тральщика было выдано Западному ПКБ (ЦКБ-363) в 1949 году.  Для расширения возможностей корабли проекта предполагалось оснастить усовершенствованным противоминным вооружением, в том числе для траления на больших скоростях хода.

Стремясь увеличить производительность тральных работ, обеспечить повышение эффективности борьбы с неконтактными минами и усилить средства самообороны корабля привело к значительному росту водоизмещения, которое превысило 800 тонн и автоматически переводило корабль в подкласс морских тральщиков. Архитектура, конструкция и материал корпуса, компоновка боевых постов, размещение служебных и жилых помещений остались практически аналогичными тральщикам проекта 254.

Корпус корабля из стали марки 4С, набирался по продольной системе, имел полубачную архитектуру и второе дно, форштевень с ледовым усилением и бортовые кили в качестве стабилизатора качки пассивного типа. Для накладных листов под компасы применялась маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Использовался поточно-позиционный метод сборки корпусов из насыщенных секций и блоков с полным применением сварки. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком и боевой рубкой из гомогенной брони, толщиной 8 мм, располагалась на полубаке. Кормовая одноярусная, протяжённая надстройка на которой размещались спасательные шлюпки, дымовая труба и кормовая артиллерийская установка. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов был предусмотрен тральный кран, 3-барабанная лебедка и клюз.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Шкиперская кладовая, форпик;
Малярная кладовая, цепной ящик;
Кают-компания, каюты офицеров, коридор, кубрик команды №1, гиропост, носовой погреб боезапаса, пост ГАС, ПЭЖ;
Носовое машинное отделение, цистерна;
Кормовое машинное отделение, цистерна;
Кубрик команды №2, кормовой погреб боезапаса, цистерна;
Помещение вьюшки для электромагнитного трала ТЭМ-52, пост управления тралом, цистерна;
Тральная кладовая, цистерна;
Румпельное отделение;
Ахтерпик.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-264-02.jpg

Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизелями 37ДР мощностью по 2000 л.с. каждый при частоте вращения 470 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-264. Скорость полного хода тральщика составляла 17,6 узла и до 11,4 узлов с тралом МТ-2. Вспомогательный котёл, расположенный в носовом МО, давал пар не только на хозяйственные нужды, но и обеспечивал подогрев воздуха для отопления помещений. Новшеством для тральщиков являлось применение воздушного отопления внутренних помещений и постов.

Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый, расположенных один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Тральщик имел один стояночный дизель-генератор ДГ-25 мощностью 25 кВт, размещённый в кормовом МО.

Вооружение тральщиков проекта 264 состояло из:
- 2 спаренных 57-мм автоматов ЗИФ-31Б открытого типа с длинной ствола 78,7 калибра, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Темп стрельбы составлял 45 выстрелов на ствол, после чего следовал цикл охлаждения забортной водой - 1 мин. 36 сек. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 200°. Установки не имели систем управления стрельбой, поэтому огонь велся только по прицелу АМЗ-57-2. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 10 800 кг.

- 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных побортно у дымовой трубы. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.

- 2 бомбосбрасывателей в корме и 12 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

- 1 реактивного бомбомёта МБУ-600 с 24 направляющими и возможностью изменения углов наведения каждой, неподвижно закреплялась в носовой части корабля и стабилизировалась при качке. Наведение на цель производилось корпусом корабля по курсу. Стрельба из бомбомёта велась залпом, а управление стрельбой осуществлялось из рубки с помощью прибора управления стрельбой ПУС-24-600. Боезапас включал 120 глубинных бомб Б-30. Дальность стрельбы составляла 600 метров, а зона поражения подводной лодки идущей со скоростью 10 узлов имела форму эллипса, за счет индивидуального наклона направляющих, 30-40 метров вдоль направления стрельбы и 40-50 метров в ширину.

- минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

- 2 комплектов морского контактного трала МТ-2, располагались в корме. Одинарный, односторонний контактный трал с подсекающим или уничтожающим действием имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Минимальная глубина места траления 50 метров. Удаление трала от тральщика, составляла 360 метров с резаками и 270 метров с механизмами уничтожения. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.

- 1 электромагнитного трала ТЭМ-52, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 70 метров при скорости траления от 4 до 7 узлов и волнении моря до 4 баллов.

- 2 буксируемых глубоководных акустических тралов БГАТ для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Радиус действия трала доходил до 90 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 9 до 12 узлов.

- 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.

Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Линь», РЛС навигации «Рым-К», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-11», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ. РЛС «Линь» предназначалась для обнаружения и целеуказания надводных и низколетящих воздушных целей. Станция работала в дециметровом диапазоне волн и обеспечивала определение дистанции до цели, своего курсового угла, осуществляла пеленг цели и позволяла обнаруживать всплески от фугасных и осколочных снарядов, а так же имела три режима работы – круговой обзор, секторный поиск и слежение за целью. Антенна параболического типа размещалась на мачте.

ГАС «Тамир-11» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 9 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 18 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 3°. Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком и ответчиком «Факел». РАС «Факел» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте. РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.

Морская дымовая шашка МДШ предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный. Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1957 году. Всего построено тральщиков в 1957 г. - 1 единица.

Тактико-технические данные проект 264
Экипаж: 88 человек (7 офицеров)
Водоизмещение:  стандартное 800 тонн, полное 840 тонн
Длина наибольшая: 69,8 метра
Длина по КВЛ: 65 метров
Ширина наибольшая: 9,4 метра
Ширина по КВЛ:  9,3 метра
Осадка по корпусу: 2,5 метра
Силовая установка: 2 дизеля 37ДР по 2000 л.с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт, 1 ДГ-25 на 25 кВт
Скорость хода:  полная 17,6 узла, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 10 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х2 57-мм автомата ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм автомата 2М-3
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 12 бомб ББ-1, 1 реактивный бомбомёт МБУ-600
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минные рельсы
противоминное:  1 контактный трал МТ-2, 2 акустических трала БГАТ, 1 электромагнитный трал ТЭМ-52, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40
гидроакустическое: ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Линь", госопознавания "Факел"
навигационное:  2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 НРЛС "Рым-К"
химическое: 4 дымовые шашки МДШ