http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1265m-01.jpg

Базовые тральщики проекта 1265М - модернизированный вариант с улучшенным противоминым и артиллерийским вооружением. Незначительная модернизация основного проекта позволила получить улучшенный современный тральщик. Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске (9) и на заводе №602 в г. Владивостоке (3). Головной тральщик "Алексей Лебедев" сдан флоту 15 июля 1989 г. Всего построено тральщиков с 1989 г. по 1994 - 12 единиц.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1265m-02.jpg

Вооружение тральщиков проекта 1265М состояло из:
- 2 шестствольных 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенных одна на баке и одна на корме у среза полубака. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Лазурь".
- 2 счетверённых ПУ для ПЗРК "Стрела-3", располагавшихся побортно на корме у среза полубака. Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-89 "Серна" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным ГАС миноискания осуществлял до поиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путём укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.

Первый вариант:
- 1 комплект глубоководного морского контактного трала ГКТ-2. Трал включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-2), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы трала автоматически удерживают заданное углубление, что улучшило его технические характеристики. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 280 м, заглубление от 10 до 200 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 250 метров.
- 1 комплект акустического трала АТ-6.
- 2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.

Второй вариант:
- 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
- 1 комплект акустического трала АТ-6.
- 2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
- 5 мин

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1265m-03.jpg

На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Миус", ГАС миноискания якорных и донных мин МГ-89 "Серна", ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль". РЛС навигации "Миус" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач, работала в круговом и секторном обзоре, позволяя определять дальность до воздушной цели до 130 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1970 году. ГАС миноискания МГ-89 "Серна", предназначалась для поиска якорных, донных мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция имела дальность обнаружения якорных мин до 1200 метров, донных мин 800 метров, а затонувших объектов 1800 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 300 метров при секторе обзора от 60° до 240°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности 3 метра и по курсовому углу до 1°, при скорости поиска до 8 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль" обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме:
- Между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км.
- Между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км.
- Между подводными лодками (ПЛ) на низкой частоте (НЧ) - 36 км, на высокой частоте (ВЧ) - 17 км, измерение дистанции - 36 км.
Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.

Тактико-технические данные БТЩ проекта 1265М
Экипаж: 45 человек (4 офицера, 4 мичмана)
Водоизмещение:  стандартное 427 тонны, полное 460 тонн.
Длина наибольшая: 49,0 метра
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Осадка: 2,45 метра
Силовая установка:
- 2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
- 2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля
Электроэнергетическая система: 
- 3 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
- 1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала
Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов, траления 8-12 узлов
Дальность плавания: 1700 миль при 10 узлах
Автономность: 8 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х6 30-мм автомат АК-306М с ПУС "Лазурь"
зенитно-ракетное: 2х4 тумбовые ПУ для ПЗРК "Стрела-3"
противоминное:  1 комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-2, 1 трал ГКТ-2, 1 петлевой эл-магнитный трал ПЭМТ-4, 1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200,
минное: 5 мин
гидроакустическое: 1 ГАС миноискания МГ-89 "Серна", 1 ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль"
радиотехническое: 1 РЛС госопознавания "Нихром", инфракрасная ночного видения «Хмель», электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
навигационное:  1 НРЛС "Миус", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5, 2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое: 1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
для аварийной партий противогазы ИП-46

Базовые тральщики проекта 1265Э - экспортный для ВМС иностранных государств. Корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал 2 года. Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске (13). Головной тральщик БТ-737 сдан флоту в июне 1980 г. Всего построено тральщиков с 1980 г. по 1991 - 13 единиц.

Директивный срок службы кораблей проекта 1265 "Яхонт" - 15 лет;
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
Междоковый срок – 1 год.

Тактико-технические данные БТЩ проекта 1265Э
Экипаж: 45 человек (4 офицера)
Водоизмещение:  стандартное 401 тонна, полное 420 тонн
Длина наибольшая: 49,0 метра
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Осадка: 2,4 метра
Силовая установка:
- 2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
- 2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля
Электроэнергетическая система: 
- 3 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
- 1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала
Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов, траления 6-12 узлов
Дальность плавания: 1700 миль при 10 узлах
Автономность: 8 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка", 1х2 25-мм автомат 2М-3М с ручным управлением
противоминное:  1 трал ГКТ-2, 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, 1 акустический трал АТ-2, 1 телеискатель ИТ-3
минное: 5 мин
гидроакустическое: 1 ГАС миноискания МГ-89 "Серна", 1 ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль"
радиотехническое: инфракрасная ночного видения «Хмель», электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
навигационное:  1 НРЛС "Дон-2", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5, 2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое:  1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60, для аварийной партий противогазы ИП-46