http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/Visby-01.jpg

В начале 70-х годов XX века ВМС Швеции приступили к масштабной реорганизации корабельного состава, который в условиях сокращений бюджета, отвечал бы требованиям противостояния современным и будущим угрозам. Она предполагала переход от крейсеров и эсминцев старых проектов, предназначенных для ведения боевых действий на открытых морских и океанских ТВД, к кораблям меньшего водоизмещения, построенным на базе быстроходных ракетных катеров («Spica I» и «Spica II»). Они могут эффективно действовать в прибрежных районах, особенно вблизи архипелагов. Акцент был сделан на оснащение РКА современными противокорабельными ракетами (ПКР), автоматизированными системами боевого управления (АСБУ), движительными и энергетическими системами.

С возрастанием угроз от подводных лодок (ПЛ) и авиации возникла необходимость в более совершенных проектах кораблей. В результате были построены многоцелевые корветы типа Stockholm class и Göteborg class с большим уровнем автоматизации, которые были введены в строй в середине 80-х годов XX века. Несмотря на то что эти корабли в основном отвечали предъявляемым требованиям, командование ВМС признало, что они не могут эффективно противостоять угрозам, возникающим в акватории Балтийского моря. Проведя анализ состояния ВМС, руководство оборонного ведомства страны определило приоритетные направления развития боевых кораблей в условиях ограничения их числа. В частности, было решено добиваться уменьшения заметности при сохранении их боеспособности. Работы в этой области долго не приносили ощутимых результатов. Однако в середине 1980-х годов удалось реализовать стелс-технологию в тестовой платформе «Smyge» - корабле с корпусом, построенном на принципе аквапланирования. На нем отрабатывались промышленные технологии, а также академических (в основном Королевского технологического института) и оборонных институтов Швеции.

Эти технологии были реализованы в проекте YS2000, включаюшем два корабля с различными функциями, который затем был преобразован в другой проект - многофункциональный корвет «Visby» (швед. Korvett typ Visby). Программа строительства серии таких кораблей, осуществляемая с 1996 года, подвергалась различным изменениям, связанным с сокращением бюджета и задержкой сроков. Так, по решению руководства ВМС, принятом 9 октября 2001 года, число корпусов в серии сократилось с шести до пяти, пришлось отказаться от оснащения корвета многоцелевой ракетной системой «Alecto» и вертолетным ангаром, а установку ЗРК самообороны отложить. В результате в 2009 году компания «Кокумс» и Агентство по материальному обеспечению МО Швеции пришли к соглашению о постройке нового корабля после проведения полномасштабных испытаний на тестовой платформе. Способный решать различные задачи, он был выбран в качестве основной единицы надводного флота шведских ВМС.

Первые четыре корвета предназначены для выполнения задач противолодочной (ПЛО) и противоминной (ПМО) обороны, а пятый - K35 «Karlstad» - главным образом для борьбы с надводными кораблями противника. Головной корабль серии - K31 «Visby» 3 сентября 2012 года вошел в состав 4-й флотилии (военно-морская база Берга), три - 3-й (Карлскруна) и еще один - 4-й. В ходе эксплуатации были модернизированы многие общекорабельные системы и механизмы (всего 63 компонента). Это прежде всего установка комплекса ПКР большой дальности RBS-15 Mk.3 с трехчастотной головкой самонаведения (ГСП) «Резон», противоминный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) Bofors «Double Eagle» Mk.8, дистанционно управляемый необитаемый подводный аппарат (НПА) STN Atlas Elektronik «Seafox», а также комплекс радиоэлектронного подавления (РЭП) MASS (Multi-Ammunition Softkill System) с пусковой установкой (ПУ) приборов помех в носовой надстройке.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/Visby-02.jpg

Модернизация противолодочного вооружения касалась системы обработки данных от радиогидроакустических буев, сбрасываемых с вертолета НКР15. Из пяти кораблей серии только три имели оборудование для посадки, взлета и заправки вертолета. Кроме того, была усовершенствована система связи (HF2000 производства итальянской фирмы «Леонардо»). Поэтапно все эти корветы прошли модернизацию. Проект «Visby» в свое время значительно отличался от остальных, да и сейчас он находится в числе лидеров по своему боевому потенциалу. Корпус корвета имеет структуру «сэндвича» - слой ламината углепластика, наложенного на поливинилхлоридную подложку. При длине 72 м масса корпуса составляет 650 т, что практически в 2 раза меньше, чем у аналогичного стального варианта. Малая осадка (2,4 м) позволяет кораблю эффективно действовать на мелководье и в районе архипелагов. Несмотря на небольшую численность экипажа (43 человека), благодаря высокой степени автоматизации корабельных систем и механизмов он способен выполнять задачи в полном объеме. Автономность по запасам - три недели.

Для обеспечения соответствия предъявленным требованиям по снижению заметности были проанализированы параметры всех физических полей. По результатам этих работ были выполнены следующие мероприятия:
- проведена камуфляжная окраска корпуса (масса краски 2 т);
- выбраны оптимальные углы наклона бортов корпуса и надстройки;
- определена форма надстройки в виде усеченной пирамиды, увенчанной конусной мачтовой конструкцией;
- разработано укрытие носовой 57-мм артустановки (АУ) вместе со стволом с использованием скошенного кожуха из стекловолокна;
- основное оборудование размещено в подпалубном пространстве;
- оборудование закрыто люками и применены выдвижные устройства;
- в конструкциях использованы радиопоглощающие материалы.

Командир корвета «Karlstad» подтвердил низкую эффективную плошадь рассеяния (ЭПР) корабля и сообщил, что для соблюдения навигационной безопасности приходится использовать РЛ-отражатели. В условиях работы средств РЭП он обнаруживается противником на дальности до 8 км при неспокойном (2-4 балла) море, и до 11 км - при штиле. Кроме снижения ЭПР, закрытая конструкция оборудования верхней палубы обеспечивает защиту экипажа как от нападения противника, так и неблагоприятных погодных условий.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) двухвальная комбинированная, типа CODOG. В ее состав входят два дизеля MTU 16V 2000 TN90 мощностью 1300 кВт каждый, подключенных напрямую на линии вала, и четыре газовые турбины TF50A по 4000 кВт, вращающие валы через главную редукторную передачу. Дизельные двигатели (ДД) обеспечивают экономическую скорость 14 уз, а турбины - полный ход (35 уз). Два водометных движителя KaMeWa 125 обладают высокой эффективностью и малой щумностью. Для снижения акустического щума ДД, ГТ и вспомогательные механизмы (три ДГ «Изотта Фраскини» V 1308 Т2МЕ-1550, каждый мощностью около 270 кВт) установлены на демпферные платформы.

В кормовой части на грузовой палубе размещена буксируемая активная ГАС с переменной глубиной погружения, которая с пассивной линейной антенной рещеткой интегрирована в единый корпусной комплекс (ГАК) «Hydra» разработки канадской фирмы Computing Devices Canada (CDC). Здесь же расположены четыре 400-мм торпедных аппарата (по два на левом и правом бортах) с противолодочными торпедами TP45 (кумулятивный заряд массой 45 кг), управляемыми по проводам. Там же находятся стеллажи и рельсовые направляющие для постановки глубинных бомб и мин. В мидельной части палубы размещены две четырехтрубные контейнерные ПУ для запуска ПКР RBS-15 Mk.3, которые при выполнении поисково-спасательных операций могут быть заменены на надувные лодки с жестким корпусом. Здесь могут находиться также противоминные АНПА «Double Eagle» Mk.3, хотя подобные операции в настоящее время проводятся весьма редко (одна-две в год). И аппараты, и лодки спускаются и поднимаются на борт при помощи телескопических кранов.

Основой АСБУ «CEROS 460» корветов типа «Visby» являются модернизированное оборудование системы управления оружием (СУО) серии 9LV Mk.3 и многофункциональные пульты (МФП) CeCOTS (12 единиц). Управление программным обеспечением осуществляется с помощью операционной системы Windows NT, в состав которой входит подсистема принятия решения с ипользованием оптимизации. Интегрированная система связи производства компаний «Маерск» (Дания) и «Карлскруна» (Швеция) обеспечивает голосовую и пакетную цифровую внутрикорабельную связь (в том числе видеоконференцию), а интерфейс с сетью обмена данными (СОД) «Линк-Е» национального производства - взаимодействие с внешними источниками и другими участниками боевых действий. В состав АСБУ также входит комплект оборудования автономно функционируюшей СОД «Линк-16», совместимой с аналогичной сетью кораблей стран НАТО. Пульты предназначены для выполнения широкого перечня задач (кроме трех МФП, закрепленных за ГАК «Hydra»). Они имеют два ЖК-экрана, расположенных вертикально, и дополнительный горизонтальный дисплей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/Visby-03.jpg

В феврале 2018 года с компанией «SAAB» был подписан контракт, предусматривавший объединение СОД «Линк-16 и -22» с АСБУ «Цетрис-460» для полномасштабного автоматизированного обмена данными с кораблями НАТО. После ввода в эксплуатацию в работе ГАК «Hydra» наблюдался ряд недоработок, для устранения которых была проведена замена оборудования и ПО на коммерческие компоненты, что позволило добиться необходимой производительности и эффективности. Основным средством обнаружения воздушных и надводных целей служит многофункциональная РЛС «Sea Giraffe» (многолучевая, G-диапазон 4-6 ГГц) производства компании «SAAB». Размешенная внутри мачты конусовидной конструкции она врашается со скоростью 30 об/мин в режиме обзора и 60 об/мин при обнаружении воздушных целей с углом вертикального обзора 70°. В режиме обнаружения надводных целей обеспечивается выдача высокоточных данных пеленга и дистанции (до 20 км), достаточных для наведения оружия и коррекции данных стрельбы.

По оценкам шведских экспертов, при работе в прибрежной зоне и районе архипелагов станция продемонстрировала наилучшие показатели по сравнению с другими РЛС. Новая версия - PS203, которая устанавливается на последнем в серии корвете «Karlstad», имеет увеличенную дальность, точность и зону обзора по углу места, а число приемных лучей увеличено с 12 до 14. У антенны станции компактные размеры (ширина 1 м) и небольшая масса (100 кг) - в 3-4 раза меньше, чем у РЛС других производителей с аналогичными характеристиками. Станция радио- и радиотехнической разведки (РРТР) ES-3701 (компания «Харрис») осуществляет обзор, наведение оружия и предупреждение об угрозах. В настоящее время все пять кораблей серии дополнительно оснащаются системой предупреждения лазерного излучения «Елавс» (работает в диапазоне длин волн 0,5-1,6 мкм), которая предназначена для обнаружения и классификации лазерных дальномеров, ослепляющих и боевых лазеров. Для кругового обзора система располагает восемью датчиками (по три на бортах, один в носу и еще один, направленный в корму - в надстройке).

Артиллерийское вооружение включает 57-мм АУ Bofors SAK 57 L/70 Mk3 с системой управления оружием Saab Ceros 200 и РЛ/ИК-устройством наведения. Дальность стрельбы 17 км, скорострельность 220 выстр./мин. Для АУ был разработан унитарный боеприпас «3Р» (программируемый, с неконтактным взрывателем и готовыми поражающими элементами), имеющий несколько режимов установки. Артустановка обеспечивает эффективную оборону корабля от воздушных и надводных целей различного типа. В качестве недостатка корвета отмечалось отсутствие ЗРК зональной обороны, поэтому оснащение им руководством ВМС в 2017 году было объявлено приоритетной задачей. Она была решена за счет оборудования кораблей установками вертикального пуска (УВП), под которые использовалось место позади надстройки. В связи с этим было принято решение об установке на корвете «Karlstad» ЗРК RBS 23 Bamse производства компании «SAAB» с дальностью стрельбы 20 км. Ракета имеет скорость М=3, а система управления стрельбой обеспечивает поражение целей на высоте до 15 км. Комплекс может поражать и надводные цели.

Кроме того, была проведена модернизация противокорабельного вооружения. ПКР RBS-15 Mk.2 заменили на Mk.3, имеющие меньшую массу планера, что обеспечивает большую дальность полета (свыше 300 км) и увеличенные помехозащищенность, точность наведения и маневренность на конечном участке полета (для уклонения от средств самообороны). «SAAB» отвечает за поставку ракет и интеграцию их систем самонаведения с АСБУ «Цетрис-460».

Что касается противолодочного оружия, то идет замена торпеды TP45 на TP47, которая, как и предыдущая, являясь универсальной, предназначена для поражения надводных и подводных целей в прибрежной зоне и районе архипелагов. Повышение характеристик было достигнуто благодаря установке полностью цифровой ГСП с более быстродействующим коммерческим программным обеспечением, нечувствительной к внешним воздействиям боевой части и внедрению улучшенного протокола обмена данными с СУО по дуплексному проводному каналу, а также за счет ввода в эксплуатацию литий-железнофосфатной аккумуляторной батареи. Принятые меры предполагают обеспечение совместимости установленного оборудования со старыми версиями. Ожидается, что поставки новых торпед на корветы серии начнется с 2023 года.

Основные характеристики
Водоизмещение 640 тонн (полное)
Длина 72,7 м (наибольшая), 61,5 м (по ватерлинии)
Ширина 10,4 м
Высота 19,3 м
Осадка 2,4 м
Двигатели: 4 газотурбинных TF50A, 2 дизельных MTU 16V 2000 N90
Мощность 16 000 кВт ГТД, 2 600 кВт дизеля
Движитель 2 водомёта
Скорость хода 35 узлов (64,82 км/ч)
Дальность плавания 2300 миль на скорости 15 узлов
Экипаж 43 человека
Артиллерия 1 х 57 мм Bofors SAK 57 Mk3
Ракетное вооружение
- 8 х ПКР RBS-15 Mk II (только на пятом корпусе)
- 2 х 8 ПУ ЗУР RBS 23 Bamse (только на пятом корпусе)
Минно-торпедное вооружение 2 х 2 400-мм ТА (4 торпеды Tp 43 или Tp 45)
Авиационная группа Вертолётная площадка, 1 вертолёт Agusta A.109, зарезервировано место под ангар (вместо ЗРК)