http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/LGM-118A-01.jpg

Всего через два года после принятия на вооружение межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмэн-3», в феврале 1972 года, начались научно-исследовательские работы по перспективной ракете с большей забрасываемой массой и с разделяющимися боеголовками. Штаб ВВС присвоил ей обозначение MX (Missile experimental). Результатом проекта стала наиболее совершенная из американских межконтинентальных ракет - LGM-118A «Peacekeeper». При разработке MX ставился ряд новых задач. С одной стороны, обеспечить уничтожение с высокой степенью вероятности высоко-защищенных целей - ракетных шахт и защищенных командных пунктов - при нанесении упреждающего удара с преодолением ПРО. С другой - качественно повысить живучесть ракетного комплекса, прежде всего выбором нового варианта базирования.

Таких вариантов было предложено более тридцати, среди них - мобильные (железнодорожные и грунтовые комплексы, старт с самолета и даже с дирижабля), подвижно-защищенные (например, перевозка ракеты между несколькими укрытыми позициями по подземным тоннелям), стационарные (глубокие и сверхглубокие шахты). Сама ракета создавалась как трехступенчатая твердотопливная с активной ступенью разведения - из-за чего ее даже именовали «четырехступенчатой» - и большим числом разделяющихся боевых блоков. С переходом в 1978-1979 годах к полномасштабным опытно-конструкторским работам основным подрядчиком стала компания «Мартин Мариэтта».

За разработку 1,2 и 3-й ступеней и ступени разведения отвечали соответственно «Тиокол Уосатч Дивижн», «Аэроджет Стратеджик Пропалшен», «Херкулес Аэроспэйс Дивижн» и «Рокуэлл Интернэшнл». Боевыми блоками занималась «Авко», боевыми частями - Ливерморская национальная лаборатория им. Э. Лоуренса и «Дженерал Электрик», системой управления - «Рокуэлл Аутонетикс», «Чарльз Старк Дрэйпер Лэбораториз», «Хониуэл» и «Нортроп», программным обеспечением - TRW и «Хьюлетт-Паккард», пусковым контейнером - «Вестингауз», наземным оборудованием - «Боинг».  В январе 1982 года проведен первый «минометный» (с помощью стартового заряда) пуск макета ракеты на специальном стенде полигона в Неваде. В ноябре того же года ракета получила официальное обозначение LGM-118A и прозвище с обычной американской амбициозностью «Peacekeeper» (страж мира).

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/LGM-118A-02.jpg

17 июня 1983 года произведен запуск ракеты LGM-118A «Peacekeeper» с Западного испытательного полигона (Ванденберг, Калифорния) на атолл Кваджалейн - на дальность около 7600 км. В 1984 году завершен первый этап летных испытаний. Планировалось построить в 1984-1989 годах 223 ракеты. Правда, вариант базирования еще не определили. От сменных подземных убежищ и сверхглубоких шахт отказались, в основном по финансовым причинам. Чтобы быстрее «продемонстрировать национальную волю» - «эпоха Рейгана», как-никак, - решено было просто поставить 100 «Пискипер» в шахтные пусковые установки (ШПУ), освобождаемые от «Минитмэн». В 1984-1985 годах прошел второй этап испытаний, в том числе - с пусками из ШПУ. В 1985-м Конгресс ограничил план первоначального развертывания. Было объявлено, что одновременно на боевом дежурстве будет находиться не более 50 ракет «Пискипер». В 1986 году LGM-118A «Peacekeeper» принята на вооружение, первые серийные ракеты стали поступать в Стратегическое авиационное командование ВВС США. К январю 1988 года 30 ракет уже несли боевое дежурство в состоянии 30-секундной готовности к запуску. Высоко-защищенный подземный командный пункт ракетного комплекса LGM-118A «Peacekeeper» мало чем отличался от таких же комплексов «Минитмэн».

ПРОБЛЕМА СТАРТА И СЛУЖБЫ

МБР LGM-118A «Peacekeeper» действительно показала значительно возросшую точность доставки заряда к цели (круговое вероятное отклонение - около 90-120 м, для сравнения, у «Минитмэн-3» - 220 м), несла сильный комплекс средств преодоления ПРО, в ней реализован комплекс новых технологических решений, аппаратура и агрегаты защищены от поражающих факторов ядерного взрыва. Однако установка в ШПУ не решала проблемы повышения живучести ракетного комплекса в целом даже при модернизации шахт - особенно в свете появления новых советских МБР В январе - июне 1988 года проходил испытания экспериментальный ракетный поезд. Но запланированное развертывание 25 боевых железнодорожных ракетных комплексов (по две ракеты каждый) не состоялось - подписание договора СНВ-1 позволило не доводить вышедшую из бюджета программу до принятия на вооружение. Тем более что, согласно опубликованным данным, решить проблему железнодорожного старта МБР американским разработчикам, в отличие от советских, так и не удалось. После расформирования в 1992 году Стратегического авиационного командования ВВС США имеющиеся LGM-118A были переданы Космическому командованию. Всего, как сообщалось, построено 114 ракет LGM-118A «Peacekeeper», из них 51 израсходована в ходе различных пусков. В 2005 году последняя ракета снята с боевого дежурства. Маршевые ступени LGM-118A «Peacekeeper» использованы при создании космических ракет-носителей «Минотавр».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

LGM-118A «Peacekeeper» представляет собой трехступенчатую баллистическую ракету с поперечным разделением ступеней. Первая ступень состоит из маршевого двигателя и хвостового отсека. Двигатель - твердотопливный, с поворотным центральным соплом, частично утопленным в камеру сгорания. Управление полетом осуществляется по тангажу и рысканию отклонением вектора тяги с помощью пневмогидравлического привода. Вторая ступень включает маршевый двигатель такой же схемы и соединительный отсек. Для увеличения тяги двигателя он снабжен выдвижной сопловой насадкой. Первая и вторая ступени оснащены двигателями, снаряженными смесевым ракетным топливом, включающим связующее на основе синтетического каучука, перхлорат амония в качестве окислителя и порошкообразный алюминий. Корпуса двигателей выполнены из композиционного материала на основе кевлара. Широкое использование композиционных материалов в целом характерно для конструкции LGM-118A «Peacekeeper».

Для управления по крену в соединительном отсеке между первой и второй ступенями установлены два автономных блока с пороховыми газогенераторами. Третья ступень также состоит из маршевого двигателя и соединительного отсека. Двигатель имеет частично утопленное в камеру сгорания поворотное сопло с выдвижной насадкой. В отличие от «Минитмэн-3», у LGM-118A «Peacekeeper» отсечка тяги двигателя последней ступени не предусмотрена. Топливо двигателя третьей ступени - на пластмассовой основе также с окислительной и металлической (алюминиевой) добавками. Головная часть состоит из боевой части и ступени разведения.

Боевая часть несет десять разделяющихся боевых блоков Mk.21, каждый - с термоядерной боевой частью W87-0 мощностью 300 кт в тротиловом эквиваленте (либо W87 в 335 кт), а также средства преодоления ПРО, включающие ложные цели и отражатели. Ступень разведения собрана в корпусе из алюминиевых сплавов и несет двигательную установку и систему управления. Двигательная установка включает жидкостные двигатели с двухкомпонентным топливом - один основной, установленный в карданном подвесе, и восемь для управления по тангажу, крену и рысканию. Система подачи топлива (монометилгидразин и четырехокись азота) - вытеснительная, с помощью сжатого гелия. Использование жидкостных двигателей облегчает многократное включение и выключение в процессе разведения боевых блоков и формирования боевого порядка.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Система управления - автономная инерциальная, включает системы наведения, стабилизации и вспомогательные. Реализован алгоритм прямого наведения, основанный на прогнозировании координат точек падения боевых блоков и коррекции направления вектора тяги при ожидаемом промахе. Основными элементами системы управления являются гиростабилизированная платформа (ГСП), бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК), исполнительные устройства, система термостатирования (охлаждения), бортовые электробатареи, коммутационно-распределительный и соединительные блоки. ГСП - с бескарданным (поплавковым) подвесом, уменьшающим увод платформы и снижающим высокочастотные ударные и вибрационные нагрузки на нее. На ГСП установлены три поплавковых гироскопа и три интегрирующих акселерометра, позволяющие определить положение ракеты в пространстве и ее кинематические параметры.

БЦВК выполнен как универсальный однопроцессорный компьютер, обеспечивает автоматизированный контроль аппаратуры и агрегатов по большому числу параметров и калибровку командных приборов в процессе боевого дежурств, проведение предстартовых операций, ввод полетного задания, управление полетом на активном участке траектории и на этапе разведения боевых блоков. Одной из существенных особенностей конструкции стало размещение большей части аппаратуры системы управления в выдвижном контейнере, что значительно упростило замену блоков - не требуется отделять головную часть. Непрерывный режим работы аппаратуры обеспечивает высокую готовность ракеты к пуску. Принят комплекс мер для защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Электроника выполнена на основе радиационностойкой элементной базы, аппаратура экранирована, имеется система защиты и восстановления информации при воздействии радиоактивных излучений. Специальное покрытие защищает корпус ракеты от эрозии, вызываемой пылегрунтовыми образованиями при ядерном взрыве, теплового излучения, а также аэродинамического нагрева.

ПОЛЕТ РАКЕТЫ

Пуск ракеты производится с помощью стартового заряда, размещенного внутри ПК («минометный» пуск). При этом пороховые газы смешиваются с водой и паром, образующаяся смесь выбрасывает ракету на высоту до 30 м. При выходе из контейнера с корпуса ракеты сбрасывается защитный слой из полиуретановых плиток. Двигатель первой ступени включается после выхода ракеты из ПК. Двигатель первой ступени работает 55-56 с, до высоты 23 000 м. После этого ступень отделяется. Вторая ступень поднимает ракету на высоту 88 000 м (время работы двигателя - 61 с) и также отделяется. Двигатель третьей ступени работает 72 с (до высоты 213 000 м - уже в космосе). Далее полет по заданной траектории совершает головная часть. Еще при работе третьей ступени сбрасывается головной обтекатель - с помощью твердотопливного ракетного двигателя, установленного в его носовой части. Для прицельного сброса каждого боевого блока ступень разведения выводится последовательно в точки отделения и ориентируется. Чтобы увеличить точность попадания, боевой блок после отделения закручивается специальным микродвигателем, что делает устойчивее его полет на участке снижения в плотных слоях атмосферы.

Технические характеристики LGM-118A «Peacekeeper»
Стартовый вес ракеты, кг: 88 450
Масса неснаряженной ракеты, кг: 10 885
Масса снаряженной ступени, кг:
- 1-й - 48 985
- 2-й - 27 667
-3-й - 7710
-  ступени разведения - 1179
Максимальный диаметр ракеты, мм: 2340
Полная длина ракеты, мм: 21 610
Тип двигателя ступени, сила тяги, тс:
- 1-й - РДТТ, 226,8 (на уровне моря)
- 2-й - РДТТ, 124,7 (в вакууме)
- 3-й - РДТТ, 29,5 (в вакууме)
- основного ступени разведения - ЖРД, 1,16 (в вакууме)
Длина пускового контейнера, мм: 20 790
Диаметр пускового контейнера (внутренний), мм: 2500
Максимальная дальность полета, км: 9600-11200
Боевая часть: 10 боевых блоков, каждый с боевой частью мощностью 300 кт
Масса боевого блока, кг: 500