http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/8k64-r-16-01.jpg

МБР Р-16 (индекс ГРАУ - 8К64) - первая отечественная МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Разработка МБР Р-16 велась в ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 мая 1959 года. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Позже было принято решение и о шахтном базировании МБР.

Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы ОКБ-456, НИИ-994, ОКБ-692, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б. М. Коноплевым и др. На проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по БРСД Р-12 и Р-14. МБР Р-16 была выполнена по «тандемной» схеме, с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась 2-я ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 тс. Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 тс. Система подачи топлива во всех двигателях - турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Ее двигательная установка во многом была заимствована от 1-й ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в пустоте 90 тс. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя 1-й ступени меньшими размерами и тягой (5 тс). Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида диазота в азотной кислоте) и горючем - несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/8k64-r-16-02.jpg

МБР Р-16 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на 1-й и 2-й ступенях. Круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность 12 000 км составило около 2700 м. МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11 000 до 13 000 километров. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод, а позднее к созданию шахтной пусковой установки «Шексна-В» было привлечено ЦКБ-34.

Летные испытания МБР Р-16 планировалось начать в октябре 1960 года. Однако 24 октября во время подготовки к первому испытательному пуску на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя. Ракета взорвалась на стартовой площадке. В огне сразу же сгорели 74 человека, среди них - командующий РВСН маршал М. И. Неделин, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 4 человека. Была полностью уничтожена стартовая площадка № 41 космодрома Байконур.

Первый пуск смог состояться только 2 февраля 1961 года. Напряженная работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижнем Тагиле и п. Юрья Кировской области были готовы заступить на боевое дежурство. На вооружение ракета была принята в 1962 году. Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У (8К64У) из ШПУ. МБР Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения старта из ШПУ была лишь изменена автоматика работы двигательной установки 1-й ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки горючего стали наддуваться азотом.

В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного этими МБР. А 15 июля того же года комплекс был принят на вооружение. МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. МБР 16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство шахтных комплексов требовалось больше времени. Как и все ракеты первого поколения, эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками, и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета морально устарела.

Для своего времени Р-16 была вполне надежной и достаточно совершенной ракетой. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 1970-х годов. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. Всего было проведено 307 пусков МБР Р-16 и Р-16У. Из этого числа 91% пусков был успешным. В мае 1963 года для руководителей стран социалистического содружества был продемонстрирован групповой пуск из ШПУ трех ракет Р-16У (триплет). Старт одной из них в июне 1966 года наблюдал на полигоне Байконур президент Франции Ш. де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.

Технические характеристики МБР Р-16
Длина, м - 30,44-34,3
Диаметр, м - 3
Стартовая масса, т - 140,6-141,2
Забрасываемый вес, т - 1,475-2,2
Максимальная дальность, км - 10 500-13 000
Точность (КВО), км - 2,7
Тип головной части - моноблочная
Количество боевых блоков - 1
Мощность заряда, Мт - 3/6