http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/Ikara-missile-01.jpg

Создание в 1960-е годы управляемого ракетного оружия для борьбы морского флота с подлодками врага предполагало различные варианты решения. Один из них придумали специалисты из Австралии. Они предложили совместить крылатую ракету с самонаводящейся торпедой. Разработка противолодочного ракетного комплекса «Ikara» начиналась как совместный проект министерства промышленности и министерства военно-морского флота Австралии. К разработке привлекли государственное авиастроительное объединение «Australian Government Aircraft Factories». Вскоре к программе присоединился Королевский военно-морской флот Великобритании. К производству подключили британскую фирму «Hawker Siddeley Dynamics».

Корабельные испытания комплекс «Ikara» проходил на британском эсминце «Бристоль» - единственном корабле проекта «тип 82», использовавшемся для испытания систем вооружения и радио-электронного оборудования. Противолодочные ракетные комплексы (ПЛРК) «Ikara» поступили на вооружение надводных боевых кораблей Австралии и Великобритании в 1963 году. К 1971 году уже пять кораблей британского ВМФ были вооружены комплексами «Ikara».

Базовым элементом ПЛРК «Ikara» стала крылатая ракета, достаточно компактная для запуска с малого противолодочного корабля - длина 3,35 м, размах крыла - 1,5 м. Планер ракеты представляет собой низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с коротким крылом и развитым килем. Ракета оснащена двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем. Управление ракетой - радиокомандное. На ракете установлены автопилот, аппаратура телеметрии, приемная аппаратура управления и приводы. Органами управления полетом служат элевоны на задней кромке крыла, устойчивость в полете обеспечивается небольшими стабилизаторами, установленными в хвостовой части, и спойлером на срезе сопла ракетного двигателя. Питание бортовых систем осуществляется от термической батареи.

Крылатая ракета несет противолодочную торпеду с тормозным парашютом, подвешенную в нише нижней части фюзеляжа. Могут использоваться американская винтовая 324-мм торпеда модели Mk.44 или Mk.46 с активной гидроакустической системой самонаведения и обычной боевой частью. Предполагалось применение и других торпед, например шведской типа 42 или итальянских А.244 и 244/S, но известно о применении только американских моделей. Комплекс «Ikara» рассчитывался для установки на корабли водоизмещением от 1500 т и выше. На одну пусковую установку ПЛРК «Ikara» на разных типах кораблей приходилось от 24 до 40 готовых к пуску ракет Ракеты с подвешенными торпедами размещаются под верхней палубой корабля в магазине и последовательно подаются под люк подачи. Через него ракета в полуавтоматическом режиме подается подъемником на палубную пусковую установку.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/Ikara-missile-02.jpg

После разворота пусковой установки по азимуту и углу возвышения производится пуск в направлении цели. Район цели и точка сброса торпеды определяются компьютером корабельной автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) с учетом таких факторов, как курс и скорость хода корабля, перемещение цели за время полета, скорость и направление ветра над поверхностью воды. Положение ракеты отслеживается установленной на корабле радиолокационной станцией. АСБУ непрерывно выдает текущие данные о местонахождении стреляющего корабля, ракеты и цели и на основании этой информации вырабатывает команды коррекции траектории полета, передаваемые на ракету. По достижении района цели срабатывают пиропатроны, освобождающие торпеду. Торпеда опускается на парашюте, после приводнения отстреливает его, включает свой двигатель, затем, погрузившись на глубину первичного поиска, включает систему самонаведения.

Установление акустического контакта с целью управление торпедой производится по командам системы самонаведения. Ракета в это время уводится в сторону от места приводнения торпеды, чтобы, упав в воду, она не создавала помехи системе самонаведения торпеды. Данные о подводной лодке-цели поступают с гидроакустической станции корабля и от внешних источников - другого корабля или противолодочного вертолета с гидроакустической станцией. Это позволяет стреляющему кораблю производить пуск ракеты, не вступая самому в акустический «контакт» с целью. В австралийской модификации комплекса «Ikara» использовалась автономная корабельная АСБУ. В модификации для британского Королевского флота, известной как RN - «Ikara», АСБУ интегрировалась в общую автоматизированную информационную систему ВМФ (ADAS).

БРАЗИЛЬСКАЯ ВЕРСИЯ

ПЛРК «Ikara» заинтересовал военно-морской флот Бразилии, который вооружил им свои фрегаты проекта Mk.10. Потребовалась новая модернизация комплекса. К этой работе привлекли «British Aerospace» и «Ferranti». Модификация получила название «Браник». Было изменено программное обеспечение АСБУ, выполнена новая полуавтоматическая система подачи и заряжания ракет Комплексы «Браник» оставались на вооружении фрегатов проекта Mk.10 до модернизации кораблей в 1990-е годы.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Работы над существенно улучшенным комплексом «Super Ikara», развернутые в 1970-е годы были прекращены, и этот комплекс на вооружение не поступал. Между тем австралийские и британские ПЛРК «Ikara» несколько раз подвергались модернизации с участием компаний «Airospace Technology of Australia» и «British Aerospace». Модернизация, проведенная в 1980-е годы, коснулась, прежде всего, пускового оборудования, корабельной АСБУ и следящей системы. В результате комплекс стал легче, его размещение и эксплуатация на корабле упростились. По мере использования менялись и модификации боевой части, то есть используемых противолодочных торпед. Но радиоканал управления оставался, пожалуй, самым уязвимым элементом комплекса.

Тактико-технические характеристики ПЛРК «Ikara»
Масса 300 -310 (масса ракеты без торпеды)
Длина 3,42 м
Диаметр 0,61; 1,52 м (крылья)
Боевая часть - Торпеда Mk.44 (Mod 3) или Mk.46 (Mod 4) или тип 42 или Mk.244/S
Двигатель Твердотопливный
Скорость 200 м/с
Дальность 20-24 км
Управление Радиокомандное