http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/p-120-malahit-01.jpg

Советский универсальный противокорабельный ракетный комплекс П-120 «Малахит»(4К85) подводного и надводного запуска - тактическая дозвуковая крылатая ракета средней дальности (по классификации НАТО - SS-N-9 Siren). Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) «Машиностроение» (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П-70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1,5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.

Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году). Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/p-120-malahit-02.jpg

Ракета П-120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг, а осколочно-фугасная боевая часть - 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки. Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627±15 кг, а в снаряженном - 2776+25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс, а на маршевом участке - 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2°С и 360 с - при температуре +32°С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70).

Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге. С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация «Малахита». Была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления «Дунай-1234», усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка. Несмотря на то, что в 1991-1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120, были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

10 августа 2008 года во время грузино-югоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой. Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд. Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета «Миража» - «Оса». Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

Тактико-технические характеристики П-120 «Малахит»
Двигатель: маршевый твердотопливный реактивный
Размеры, м:
- длина: 8,84
- размах крыльев: 2,5
- диаметр корпуса: 0,8
Вес, кг: стартовый вес: 3180
Боевая часть:
- фугасно-кумулятивная, кг: 840
- атомный спецбоеприпас: до 2 мегатонн
скорость полета, макс.: 0,9
Дальность пуска, км:
- минимальная: 15
- максимальная: 120
Высота полета, м: 60