http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/15j44-rt-23.jpg

МБР РТ-23 (в шахтном варианте индекс ГРАУ - 15Ж44, код по договору ОСВ-2 - РС-22; в мобильном варианте индекс ГРАУ - 15Ж52, код по договору ОСВ-2 - РС-22Б) - унифицированная твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета стационарного, шахтного и мобильного железнодорожного базирования. Проект МБР РТ-23 был задан к разработке постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1976 года. Ракета была заявлена как новая МБР (по Договору ОСВ-2 каждая из сторон могла принять на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для последующего универсального применения в составе разных вариантов мобильных и стационарных комплексов.

Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массово-габаритным характеристикам, поскольку по своим боевым возможностям ракета не должна была уступать новой МБР США - ракете MX и в то же время не потерять мобильных свойств. Разработка ракеты велась в КБ «Южное» под руководством В.Ф. Уткина.

МБР РТ-23 выполнена по классической схеме «тандем» с применением новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по компоновке в основном аналогична американской ракете MX. Первая ступень включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый твердотопливный ракетный двигатель, снабженный одним неподвижным соплом. Масса полностью снаряженной ступени составляет 52,5 тонны (для шахтной пусковой установки) и 53,7 тонны (для железнодорожного комплекса). Длина соответственно 9,5 метра и 9,7 метра при диаметре 2,4 метра. Вторая ступень состоит из маршевого ракетного двигателя и соединительного отсека. Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый двигатель, по своей конструкции аналогичный двигателю на 2-й ступени, и переходной отсек.

Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью. Первоначально предполагалось оснастить ракету моноблочной головной частью, но постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1979 года моноблочная головная часть была заменена на разделяющуюся головную часть. Этим же постановлением КБ «Южное» была задана разработка железнодорожного комплекса. Унификация ракет 15Ж44 и 15Э52 составила 92%. Основные отличия одной от другой:
- схемно-конструктивные решения по системе управления и системе прицеливания;
- конструкция обтекателя и некоторых других элементов корпуса ракеты;
- элементы системы старта ракеты и схема конструкции транспортно-пускового контейнера.

Летно-конструкторские испытания ракеты проводились на космодроме Байконур. Для оценки технических характеристик ракет и комплексов было выделено по 10 ракет 15Ж44 и 15Ж52. Первый пуск МБР 15Ж44 состоялся 26 октября 1982 года, МБР 15Ж52 -18 января 1984 года. Всего было проведено 18 пусков (8 - ракеты 15Ж44, 10 - ракеты 15Ж52). В связи с недопоставкой на летные испытания оборудования комплекса для ракеты 15Ж44, недостаточной надежности отдельных систем и агрегатов, а также в интересах комплекса РТ-23 УТТХ летно-конструкторские испытания комплекса были проведены не в полном объеме. Несмотря на положительные результаты летных испытаний, МБР 15Ж44 и 15Ж52 на вооружение не принимались.

Технические характеристики 15Ж44 РТ-23
Количество ступеней 3
Длина, м 21,9
Диаметр, м 2,4
Стартовая масса, т 104,5
Забрасываемый вес, т 4,05
Максимальная дальность, км 10 000
Точность (КВО), км 0,5
Тип головной части РГЧ ИН
Количество боевых блоков 7-10
Мощность заряда, Мт 0,43