http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k76-01.jpg

Разработка новой фронтовой ракеты «Темп-С» была начата по Постановлению Совмина №934–405 от 5 сентября 1962 г. Разработку комплекса вели: НИИ-1 - по ракете и головной по комплексу; НИИ-592 - по системе управления; НИИ-125 - твердотопливные заряды двигателя; завод «Баррикады» - наземное оборудование. Аванпроект «Темп-С», разработанный НИИ-1, был одобрен 13 декабря 1962 г. Первоначально на ракете предполагалось установить спецзаряд «906В», но согласно Постановлению Совмина №517–180 от 8 мая 1963 г. он был заменен на «910». В качестве химической боевой части было решено использовать боевую часть «Туман-2», которая разрабатывалась для ракеты «Темп».

Первоначально пусковую установку Бр-253 для ракет «Темп-С» предполагалось разместить на двух машинах. Разработка пусковой установки Бр-253 была начата в КБ завода «Баррикады» 20 декабря I960 г. Одновременно была начата разработка пусковой установки Бр-254 на полуприцепе МАЗ-5248. Однако обе установки не были доведены даже до стадии испытаний. 29 мая 1963 г. для ракет «Темп-С» была начата разработка пусковой установки Бр-289, которая представляла собой модернизацию пусковой установки 9П11 (Бр-225). Установка была изготовлена в опытном экземпляре. 9 ноября 1962 г. была начата разработка пусковой установки Бр-278, которая позже получила индекс 9П120. Первый опытный образец был изготовлен в 1963 г., а в 1964–1965 гг. Бр-278 прошла полигонные и войсковые испытания.

В состав комплекса 9К76 входит:
- ракета 9М76,
- комплекты наземного оборудования технической и стартовой позиции.

Комплект наземного оборудования технической позиции:
- транспортная машина 9Т215 для перевозки ракет,
- траспортная машина 9Т219,
- подъёмный кран 9Т35,
- машина испытаний и пуска (МИП) 9В243,
- машина автономных испытаний (МАИ) 9В476,
- машина-хранилище ГЧ 9Ф21М,
- палатка с бензоэлектрическим агрегатом и подогревателем воздуха.

Комплект наземного оборудования стартовой позиции:
- пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 (см. компоновочную схему),
- машина испытаний и пуска 9В243,
- машина топогеодезической привязки ГАЗ-66Т.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k76-02.jpg

Основу комплекса составляет твердотопливная двухступенчатая ракета 9М76, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 300кт (и имела в этом случае индекс 9М76Б) или химическую боевую часть “Туман-2". Ракета оснащена автономной инерциальной аналоговой системой управления с гиростабилизированной платформой (ГСП). Необходимо заметить, что 9М76 была первой из оперативно-тактических ракет, оснащенных ГСП. Нестандартное для оперативно-тактических ракет подключение аппаратуры к борту ракеты с использованием кабель-мачты, пристыковываемой непосредственно к приборному отсеку и откидывающейся при старте, позволило отказаться от прокладки кабеля через соединение ступеней ракеты и способствовало повышению надежности комплекса.

Пусковая установка 9П120 монтировалась на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. На шасси располагались: контейнер с механизмами крепления ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель. По правому борту в отсеке размещены вспомогательное оборудование, комплект ЗИП. На раме машины в задней части расположены цапфенные узлы поворота контейнера, пускового стола и газоотражателя. Там же установлены привод подъема контейнера, привод подъема пускового стола и его продольного горизонтирования, два домкрата привода вывешивания и поперечного горизонтирования.

Электрооборудование ПУ обеспечивает работу всех ее приводов, обогрев ракеты и вентиляцию контейнера, внутреннюю и внешнюю связь, освещение ПУ, обогрев и вентиляцию кабин автомобиля. Источниками электроснабжения являются дизель-агрегат, установленный в кабине по левому борту, электрогенератор с приводом от двигателя автомобиля, стартерные аккумуляторные батареи шасси. К ПУ может быть подключен внешний источник тока напряжением 26-30В.

Для обеспечения постоянства физических свойств твердотопливного заряда транспортирование ракеты осуществлялось в контейнере 9Я230, оснащенном системой обогрева заряда РДТТ. Не допускалось "перемораживание" ракеты, то есть нахождение её длительное время в условиях низких температур. Контроль за температурой при эксплуатации ракеты осуществлялся при помощи специального узла гиростабилизированной платформы. Конструкция данного узла включала: основание с отверстием, шарик несколько большего диаметра и контрольное окно. Шарик и основание были выполнены из материалов с разным тепловым линейным расширением. При граничной температуре шарик проваливался в отверстие и это свидетельствовало о том, что ракета была "переморожена" и дальнейшей эксплуатации не подлежала.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k76-03.jpg

Транспортная машина 9Т219 смонтирована на базе МАЗ-543, шасси которой дооборудовано передней опорой и подцапфенной балкой в задней части рамы машины. На шасси установлена платформа, на которую посредством крана устанавливается контейнер со сложенными для транспортировки колесами. Контейнер обеспечивает защиту ракетной части от механических воздействий, климатических факторов, изнутри покрыт теплоизоляционным материалом. После выгрузки ракеты контейнер подлежит возврату на станцию снабжения или арсенал. Кран 9Т35 предназначен для проведения всех подъемно-перегрузочных и монтажно-стыковочных работ на различных этапах подготовки ракеты 9М76 к пуску. Кран стреловой, полноповоротный, с гидравлическим приводом силовых механизмов, грузоподъемностью 16т, смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-537К.

Машина 9Ф21М в качестве ходовой части использует трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-167Е, который имеет металлический термоизолированный кузов, оборудованный отопительно-вентиляционной установкой. На полу кузова установлено специальное приспособление, обеспечивающее погрузку-выгрузку контейнера с ГЧ, а также его фиксацию во время транспортировки. Приспособление состоит из рельсового пути, выдвижной аппарели и тележки.

Пусковые установки 9П117 серийно производились на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Так, в 1970 г. была изготовлена 41 пусковая установка, в 1971 г. - 40, а за 1-е полугодие 1972 г. - 21. Первый пуск ракеты «Темп-С» был проведен 14 марта 1964 г. Ракета пролетела 580 км. Пятый пуск состоялся 18 июля 1964 г. Ракета пролетела 850 км с отклонением по дальности на 3,55 км и влево на 3,44 км. (Из первых пяти пусков два были аварийные.) В ходе доработок ракеты точность ее была доведена до ± 2 км. Комплекс 9К76 с ракетой 9М76Б был принят на вооружение Постановлением Совмина № 99–27 от 7 февраля 1966 г. и поступил в серийное производство. Производство ракет «Темп-С» велось на заводе № 235 в г. Воткинске. В 1970 г. выпущено 100 ракет, в 1971 г. - 90, в 1-м полугодии 1972 г. - 50 ракет. В 1980-е годы в состав комплекса «Темп-С» была введена ракета с улучшенной точностью стрельбы (КВО было уменьшено с 1 км до 0,3 км) при прежней дальности полета ракеты.

В 1967 г. первые полки, оснащенные комплексом «Темп-С», заступили на боевое дежурство в составе РВСН. В дальнейшем в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 20 февраля 1968 г. все они были переданы в состав Сухопутных войск, так как обладали лишь оперативно-тактической дальностью. Так «Темп-С» стала фронтовой ракетой. На декабрь 1987 г., согласно заявленным Советским Союзом данным, ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск располагали пятью отдельными полками ракет «Темп-С» (в каждом полку от 4 до 6 пусковых установок. Дислокация: 2 полка с 1984 г. в ГДР, 1 полк в Белоруссии, 1 полк в Сибирском военном округе, 1 полк в Среднеазиатском военном округе), а в семи районах развертывания группировки ракет «Темп-С» соответствовали бригадам трехполкового состава (по 12–15 пусковых установок). Дислокация: 2 бригады с 1984 г. в ГДР, 2 бригады с 1984 г. в ЧССР, 1 бригада в Среднеазиатском военном округе, 1 бригада в Забайкальском военном округе, 1 бригада в Дальневосточном военном округе. Всего к декабрю 1987 г. имелось 135 пусковых установок, 220 развернутых и 506 неразвернутых ракет «Темп-С».

В середине 1960-х годов проектировалась модификация ракеты «Темп-СМ», отличавшаяся от «Темпа-С» большей дальностью (1100 км), большей точностью (±1,5 км), остальные характеристики остались без изменений. Данные о принятии на вооружение ракет «Темп-СМ» отсутствуют. Помимо «Темпа-С» в начале 1970-х годов разрабатывалась фронтовая ракета «Эльбрус» на твердом топливе. Стартовый вес ракеты составлял 6–7 тонн, а дальность - до 1100 км, точность попадания была выше, чем у «Темпа-С» (±1200 м). «Эльбрус» не вышел из стадии опытно-конструкторских работ.

Тактико-технические характеристики 9К76 «Темп-С»
Дальность стрельбы, км 900
КВО, м 3000 (2000)
Количество ступеней 2
Длина, мм 12380 (12780)
Максимальный диаметр, мм 1010
Стартовый вес,кг 9300
Вес БЧ,кг 530
Вес зарядов РДТТ,кг 6880
Шасси МАЗ-543А
Длина ПУ, мм 11490
Ширина ПУ, мм 3050
Двигатель Д12А-525А
Мощность,л.с. 525
Запас топлива,л 520
Наименьший радиус разворота,м 13.5